FoxЖурнал: Знания массового поражения:
АЛЕКСАНДР БАКЛАНОВ: ПАСЬЯНС
Автор: Бакланов Александр
Когда-то я очень стыдился того, что таскаю в своем кармане маленький недокомпьютер IPAQ. Мне почему-то казалось, что все вокруг догадываются и даже убеждены в том, что я использую эту дорогую игрушку:
* не для записи умных мыслей;
* не для сбора коллекции телефонов и электронных адресов;
* не для подключения к электронной почте или, хотя бы
* для чтения модных книжек...,
а для игры в простейшие игры... Пасьянсы...
Ну, что сказать? Есть такой грех. Есть такой всепоглощающий комплекс, который порождает букет комплексов...
Но во всякую свободную (утверждаю, что именно СВОБОДНУЮ) минуту я вытаскиваю свой наладонник и маниакально перекладываю крохотные картинки с места на место. Радуюсь победам, грязно ругаюсь под нос при поражениях.
В моменты, когда дела на работе складываются, так сказать, неудачно, когда рабочий день в разы начинает превышать световой, я начинаю видеть странные и страшные сны, в которых рабочие документы в удивительной последовательности тасуются с колодой карт.
Когда я наткнулся на выражение Наполеона Карловича Буонопарте: "Игрушки правят людьми", то лишился одного из своих комплексов - я перестал стыдиться своей невинной страсти. Более того - взглянул на нее с другой стороны...
Хотите сказать, что я передергиваю, и что Наполеон говорил о другой игрушке? Тогда я забиваю авторство этой фразы за собой: "Пасьянсы правят людьми".
Во многих организациях большие начальники запрещают держать на компьютерах игры. Они, якобы, съедают рабочее время. Я консультировал компании, в которых люди были так поглощены своей работой, что им в голову не приходило обменять свою деловую игру на компьютерный суррогат. Перед такими фирмами нужно снимать шляпы.
В то же время я работал с фирмой господина Ш*****, который не только не запрещал, а поощрял компьютерные игры, которые нарушали монотонность основного производственного процесса. Производительность труда не падала. Люди хорошо разделяли в своих мозгах бизнес и игры, и чувствовали себя свободными людьми свободной ячейки общества.
Феномен компьютерной игры еще слабо изучен. Электронная игра не добавляет материальных благ играющему, но люди уходят в нее с головой.
Наливайте в бокал пиво и приготовьтесь выслушать пару занудных, но чрезвычайно важных фраз, которые многое объясняют. Как мне кажется, основой этого феномена является энтропия - мера беспорядка, которая сопровождает человеческую деятельность. Природа ВНЕ ЧЕЛОВЕКА умеет самоорганизовываться, и лишь человек порождает хаос... Ну, тому есть объективная причина, и это тема для другого разговора. Я же продолжу о компьютерной игре.
Компьютерные игры - это единственный вид человеческой деятельности, в которой самый последний болван способен почувствовать себя творцом, даже если он что-либо виртуально уничтожает. Это порождает гордость, уверенность и самоуважение.
Для порождения самоуважения самые ценные игры - это пасьянсы. Они не воспитывают агрессию, развивают комбинаторные наклонности и заставляют тренироваться мышцы мозга.
Порой мне кажется, что если бы у Александра Великого или Наполеона были компьютеры, то мысль о мировом господстве плавно угасла в их неспокойных умах и сохранила бы тысячи жизней.
Коллеги смеются: "Но ведь у Буша компьютеров много, а не сидится ему в границах немаленького государства!" Отвечаю им спокойно и мудро: "Буш не тянет на Наполеона... Разве что на Наполеона из палаты №6... А может быть, он играл не в те пасьянсы" .
Недавно я подумал, что любимый мой пасьянс Freecell - Свободная ячейка - удивительно напоминает то, чем мне приходится заниматься между играми.
Суть игры заключается в том, что полная колода карт без Джокеров раскладывается в восемь колонок картинками вверх. Справа сверху находятся четыре ячейки. Это - Дом - места для сбора в нем карт по мастям от туза, через двойку - до короля. Слева сверху располагаются четыре свободные ячейки, в каждую из которых можно временно и одновременно поместить только одну карту. Упорядочение пасьянса происходит в колонках разложенной колоды - карта меньшего номинала кладется на более старшую, но противоположного цвета.
В справке к игре написано, что, якобы, этот пасьянс можно довести до конца при любом раскладе. Хотя это не доказано. Итак, как можно разложить пасьянс и почему он так похож на нашу жизнь?
Есть несколько обязательных условий игры:
1. Относитесь к этому делу серьезно. Мой друг - Андрюша Сулимов - смеётся надо мной: "Ну, чего ты переживаешь? Не корову ведь проигрываешь!" Меня в этом суждении поражают два обстоятельства :
* Откуда у Андрюши - сугубо городского жителя - такие сельские сравнения?
* Кто-нибудь задумывался о том, насколько серьезно компьютерные игры влияют на мировоззрение играющего? Кто-нибудь ведет статистику снижения порога опасности у подростка, который привык к мысли о том, что у него в запасе есть еще 6 жизней? А, в случае чего, можно и перезагрузиться. Кто-нибудь подумал о том, что из-за обилия очень реалистичных псевдоисторических игр наши потомки могут засомневаться в истинности предыдущей истории? И даже безобидный пасьянс при несерьезном к нему подходе воспитывает необязательность, неряшливость, верхоглядство и наплевательское отношение ко всему, что находится за пределами виртуального карточного стола.
2. Будьте внимательны и неторопливы. В некоторых версиях компьютерного пасьянса, как и в жизни, нет "отматывания" пленки назад. Ошибка считается ошибкой, за которую нужно отвечать.
3. Старайтесь просчитывать игру на 5-8 шагов вперед. В отличие от реальной жизни, пасьянс более однозначный, и сюрпризов в нем меньше.
4. Будьте последовательны и не гонитесь за сиюминутной выгодой. Такие выгоды мне напоминают краткосрочные кредиты: вроде и деньги в руках подержал, а заплатил за это больше, чем получил. А впереди - скорее всего - тупик.
Пожалуй, начинать нужно с исследования положения тузов. Они могут быть либо в общей колоде, либо компьютер переместит их в игровые ячейки. Так бывает, если тузы последними выпали в своих колонках. Как это можно трактовать? Ну-с, тузы - это, скорее всего, не начальники, как мы привыкли называть важных шишек. Это, пожалуй, фирмы или другие рабочие места, в которые нам хотелось бы попасть на работу. Если же тузы уже попали в Дом, значит -- отцам-основателям этих фирм удалось подсуетиться, вовремя собрать все необходимые документы и визы, снять помещения в каком-нибудь Доме и выпустить компании в свет.
Если же тузы остались в колодах, то уже вам придется подсуетиться (где-то подмазать, где-то оказать услуги по перестановке картов... т.е. кадров), чтобы тузы-фирмы как можно скорее попали в Дом.
В Интернете есть "теоретики", которые считают, что попытки вытянуть тузов в Дом приводят к неминуемому краху игры. Это утверждение хочется опровергнуть примерами из бизнеса: мне известен всего один случай успешного ведения крупного торгового дела, в котором президент крупной межнациональной компании не имел офиса. Все сделки и управление персоналом производились через Интернет. Но это - исключение.
Фирмочки, в которых хозяева снижают накладные расходы за счет экономии на офисе, прогорают в первые полгода. Персонал быстро расхолаживается, теряются синергические связи... К концу года работники забывают, что они производят. Ищите тузов... т.е. офисы с удобным подъездом и хорошими, респектабельными соседями. Хорошие соседи создают ауру успешного бизнеса над вашим Домом.
Желательно начинать разбор той колонки колоды, в которой находится два или более тузов. Усилий меньше, а результативность перестановок выше.
Перестановки нужно делать, стараясь обходить обменные ячейки. Нет, их заполнять можно и нужно, но чем больше свободных обменных ячеек будет, тем больше будет свобода вашего маневра. Даже на самых высоких ступенях межгосударственного менеджмента помнят об этом: всегда должна быть свободная тема для обсуждения и материал для уступок, чтобы с их помощью решать насущные проблемы. И, уж конечно, надо стараться никогда не занимать последнюю обменную ячейку, кроме тех случаев, когда в результате маневра не будет порождена новая пустая ячейка.
Потеря последней ячейки зачастую влечет за собой появление надписи "You lose" - Ты проиграл. Именно "ТЫ", т.к. Ты - лузер - неудачник, проигравший, отстой. Нет к тебе уважения ни в игре, ни в бизнесе.
Когда некоторое количество карт упорядочивается в какой-либо колонке, и возникает необходимость перенести эти карты на другую колонку, то нужно пользоваться простым правилом: из колонки в колонку можно перенести упорядоченное количество карт, равное количеству свободных ячеек плюс единица.
Как скверно! Весь верхний менеджмент красной части колоды собрался в одной колонке вверху! Оно хорошо, когда люди одного круга тусуются в одном месте. Многие сделки совершаются не в тиши официальных кабинетов, а на таких тусовках. По крайней мере, тусовки этому способствуют.
Но в данном случае меня настораживают два момента:
1) Все начальство слишком оторвано от основного производства. Оно считает себя самодостаточным и не способно участвовать в общей игре;
2) Колонка карт одного цвета. Значит, производство недостаточно диверсифицировано. Даже в лучшие для экономики времена это опасно. Нельзя вкладывать деньги лишь в одно дело и крутиться в одних кругах... Придется перезагружаться.
Перезагружаться приходится и тогда, когда средний и топ-менеджмент собирается группами в верхней и нижней части колоды, а младший персонал зажат между ними.
А вам что, не приходилось видеть подобные фирмы, в которых из-за плохой организации бизнес-процесса руководители разного уровня занимаются технической работой и выполняют функции младшего персонала, в то время как младший персонал разыскивает работу и спонсоров, а также ведет переговоры? Такие фирмы долго не живут, и такой пасьянс быстро заходит в тупик.
Начинающие побаиваются выкладывать младшие карты на тузы в Доме. Ну... бывает такая ситуация, когда карты одной масти "прут" по порядку от младшей к старшей. Грех их не выкладывать в Дом. Создается впечатление, что в игре может возникнуть перекос, т.к. из-за этого, якобы, сложно упорядочивать карты в неразобранной колоде. Как ни странно, но и сбор карт на одном тузе в Доме, и организация производственного процесса даже на самом нижнем уровне в фирме стабилизируют игру и бизнес. Игрок быстро убеждается, что карт в колоде становится меньше, а значит и упорядочивать их проще, а руководитель фирмы выясняет, что, по крайней мере, на нижнем уровне все в порядке - можно думать не о тактике, а о стратегии игры, о связях с другими фирмами (другими тузами).
Бывают, правда, случаи, когда перекос наступает. Ну, что ж... У разных компьютерных пасьянсов как и у разных фирм - различные правила игры. В одних существует Undo - Откат на Один-два шага назад. В других - есть возможность перетягивать карты из сформированной колоды в Доме - назад. Одновременно двух возможностей практически никогда не бывает. Видимое отступление, как правило, оборачивается выгодой. Главное, как в пасьянсе, так и в бизнесе - заранее определенные правила игры, которые нужно четко знать и выполнять.
Хорошо это или плохо, но последнее требование неукоснительно исполняется только в компьютерных пасьянсах. Может быть, потому в бизнесе как провалов, так и выигрышей больше. (Это с чьей стороны смотреть на игру).
Есть случаи, когда просто необходимо бросать игру. Это - когда ты уверен, что тебе нужна, скажем, красная десятка. Ты делаешь длительную перестановку карт, занимаешь все свободные ячейки, и... выясняешь, что десятка, к которой ты пробивался - черная. Как в пасьянсе, так и в бизнесе опасно, если вы теряете ориентировку, перестаете различать: где тут свои, где чужие. Пойдите на берег тихой реки и посмотрите на воду. Ничего не анализируйте... Не думайте... Смотрите на извивающиеся потоки воды. Ощутите, что вода здесь бежала задолго до того, как вы зарегистрировали устав своей Компании... Задолго до рождения Билла Гейтса... Задолго до того, как какой-то безымянный монах придумал пасьянс Свободная Ячейка... И ощутите себя свободным.
В чем же выигрышный алгоритм этого пасьянса? А есть ли алгоритм в вероятностной игре? Это даже не шахматы, в которых каждая игра начинается с известной позиции... К выигрышу ведет только настойчивость, уверенность и страстная жажда успеха.
===
Тем, кто ничего не понял в моем многословье, сообщаю, что любимый мой пасьянс ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОБЯЗАТЕЛЬНО раскладывается из любого сочетания карт. Нужно лишь одновременно нажать кнопки Ctrl + Shift + F10. После этого нужно подтвердить, что вы ОЧЕНЬ хотите выиграть. После этого принимайте поздравления компьютера.
Если после этого кровь прильет к вашим щекам, считайте, что вам дважды повезло: у вас еще осталась совесть и, к тому же, вы получили бесплатный массаж кожи лица.
На фотографии: Бакланов Александр
От редактора: Рекомендую посетить сайт автора: www.Giaccom.com
(: 0) Дата публикации: 07.02.2005 19:49:23
[Другие статьи раздела "Знания массового поражения"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|