На рисунке: Алексей Фанталов. "Сурья и Раху" (акварель).
Индия
Вначале был первозданный водный хаос. Затем воды породили огонь. Силой тепла в волах возникло золотое яйцо. Из золотого зародыша возник прародитель Брахма. Разбив яйцо, Брахма вышел наружу. Верхняя половина яйца стола небом, нижняя землей, а между ними Брахма поместил воздух.
Затем, Брахма, одной силой своей мысли породил шестерых сыновей (первый - Маричи - из души творца; другие из его глаз, уст, ушей, ноздрей:). Седьмой сын прародителя - Дакши, владыка созданий, возник из большого пальца на правой ноге Брахмы. Из большого пальца на левой ноге Прародителя появилась Вирини. Они стали мужем и женой, и, в свою очередь породили пятьдесят дочерей. 13 из них Дакши отдал в жены Кашьяпе - сыну Маричи.
Кашьяпа считается предком богов, демонов, драконов, коров, солнечных птиц-супарнов, змей-нагов и др. Старшая из дочерей Дакши - Дити родила могучих великанов дайтьев. Вторая - Дану, произвела на свет исполинских змеев данавов. Третья дочь - Адити стала матерью двенадцати светлых богов адитьев: Варуну, Бхагу, Индру, Дхарму, Вивасвата, Вишну и других. Каждый из богов обладает своим особым оружием и собственной ваханой (ездовым животным). Сам Брахма, красный, бородатый, с четырьмя лицами и восемью руками (в которых он держит веды, жезлы, сосуд с водой, ложка, лотос и лук) летает на священном лебеде. В супруги он взял Сарасвати - богиню речи.
Рудра, (он же Пашупати - "Владыка Зверей)", вышел из чела Брахмы в час гнева. Красный, одетый в шкуры, с иссиня черными волосами, стянутыми в узел он вооружен черным луком со стрелами. Он насылает болезни, но он же и лечит. Окружают его рудры - змееподобное воинство. Дети Рудры - Маруты (ветры), воины в золотых доспехах на колесницах, запряженных оленями стали спутниками Индры.
Вторая пластина котла из Гундеструпа демонстрирует бога с оленьими рогами, сидящего скрестив ноги. Все специалисты в один голос называют его кельтским Цернунном, которого часто называют "оленьим богом".
Священное понимание данной позы зафиксировано на печатях ранних династий Ура. Затем оно проникло в хараппскую цивилизацию долины Инда и в Финикию. На одной из хараппских печатей изображен бог с бычьими рогами, сидящий скрестив ноги в окружении зверей: буйвола, носорога и др. Он живо напоминает композицию с котла из Гундеструпа. Этот образ затем стал частью формирующейся символики древнеиндийского Рудры - оргиастического божества, связанного с лесом и стихией плодородия. Его животные - бык, баран, оружие - лук. "В послеведийской мифологии из культа Р. развивается культ Шивы. Само имя Р. (и его эпитеты Пашупати, "хозяин скота", Шарва и т. д.) стало одним из прозвищ Шивы" (Мифы народов мира, 1998, т. 2, с. 389).
Сати, дочь Дакши, стала женой Рудры. Но однажды Дакши, не любивший зятя, устроил первое в мире жертвоприношение. Он пригласил всех богов, каждому уделив долю жертвы. Всех, кроме Господина зверей. От стыда и горя Сати сожгла себя (это был первый прецедент самосожжения женщины в Индии, которое отныне и называлось "cати").
В гневе Рудра, примчавшись в собрание богов, пронзил жертву стрелой, превратил в антилопу и сделал небесным созвездием. Затем, луком своим он выбил зубы Пушану, Бхагу лишил глаз, Сурью лишил его лучеподобных рук, снес голову самому Дакше. В страхе боги выделили Владыке Зверей долю в жертвоприношении на вечные времена. Смилостивившись, Рудра восстановил богам эти увечья, только голову Дакши найти не смог и заменил ее на козлиную.
Согласно китайской мифологии, изначально вселенная являлась хаосом, напоминая по форме куриное яйцо. Внутри яйца зародился всеобщий первопредок Паньгу. Он взял топор и разбил яйцо. Все легкое и чистое при этом поднялось вверх и образовало небо, а тяжелое и грязное опустилось, сформировав землю.
Затем Паньгу уперся ногами в землю, а головой в небо и принялся расти. Он рос, и вместе с ним росло расстояние между землей и небом, пока не стало таким, как сейчас. Перестав расти, Паньгу встал, подобно высочайшему столпу. И стоял, покуда не умер. "Вздох, вырвавшийся из его уст, сделался ветром и облаками, голос громом, левый глаз солнцем, правый луной, туловище с руками и ногами
- четырьмя странами света и пятью знаменитыми горами, кровь - реками, жилы дорогами, плоть - почвой, волосы на голове и усы - звездами на небосклоне, кожа и волосы на теле травами, цветами и деревьями:" (Здесь и далее цитируется Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. - М., 1987).
По земле, среди гор и деревьев, населенных зверями и птицами, бродил великий женский дух Нюйва (ее представляли с человеческим телом, птичьими ногами и змеиным хвостом). Людей еще не было тогда. Нюйва взяла горсть желтой глины и слепила одну маленькую фигурку, затем другую, третью. Фигурки ожили. То были первые люди. Однако
, поняв, что наполнить таким способом мир человеческими существами будет непросто, Нюйва упростила свою работу. Она взяла веревку, опустила ее в болото, затем выдернула и стала стряхивать глину на землю. При этом, из каждого кусочка глины возникал человечек. Но и данный способ показался Нюйве малопроизводительным. Поэтому она установила форму брака, дабы люди сами продолжали свой род (слепленные вручную люди стали предками богатых и знатных, созданные же стряхиванием глины породили бедных и худородных).
Жизнь мирно текла на земле, пока великие духи - китайский дух огня Чжужун и китайский дух воды Гунгун (его мыслили змеем "с человеческим лицом", окруженным бесами и духами) вступили между собой в битву. Чжужун, восседавший на колеснице из облаков, запряженной двумя драконами, победил. С горя, Гунгун ударился головой о столб, подпирающий небо и тот сломался. От удара часть небосвода отвалилась, и космические воды хлынули на сушу.
Но богиня Нюйва не дремала. Она собрала камни различных цветов и заделала небо. Затем богиня убила черного дракона, избавив тем самым людей от гибели (возможно, этим драконом и был Гунгун, хотя, с другой стороны, известно, что он продолжал обитать в водной стихии в последующие времена).
После всех своих подвигов и добрых деяний, Нюйва села в колесницу грома, запряженную драконами, и поднялась к самому Небесному Владыке.
Тем не менее, более могущественным духом в китайских мифах считался бог солнца Янь-ди ("Красный Государь"). Он также был весьма милостив к людям, научив их сеять злаки и давая им свет и тепло. Другим именем Янь-ди является Шэнь-нун ("Божественный Земледелец"). Представляли бога имеющим тело человека и голову быка.
Янь-ди был также великим китайским целителем. Есть легенда, что он умер, пробуя травы, в стремлении открывать все новые и новые лекарства ради блага людей.
Спустя некоторое время после Янь-ди, появился его брат - великий Хуан-ди ("желтый Владыка"), верховный бог Древнего Китая.
На горном хребте Куньлун стоял его прекрасный дворец, окруженный стенами и башнями. Во внутреннем дворике росли огромный рисовый колос, жемчужное, нефритовое, яшмовое и бирюзовое деревья. Но самым удивительным являлось дерево Цзяньму, напоминавшее каркас зонтика и соединявшее небо и землю.
Среди деревьев жили фениксы, орлы, драконы и чудовище Шижоу (в виде бычьей печени с парой маленьких глаз). Это Шижоу издавно служило любимой пищей мудрецов - сколько бы от него не отрезали кусков, потеря всегда восполнялась.
Хребет Куньлун окружали огненные горы, в пламени которых жила огромная мышь.
Всеми делами во дворце заведовал дух Луу (девятихвостый тигр с лицом человека). Ворота же стерег дух Кайминшоу с телом тигра и девятью человеческими головами.
По китайскому преданию, Хуан-ди был не только верховным владыкой, но и правителем центра. Здесь мы выходим на модель мира в мифах Китая. У каждой из четырех сторон света был свой особенный правитель. Востоком правил уже известный нам Фуси, а его помощником служил Гоуман (дух с квадратным лицом и телом птицы, с циркулем в руках). Восток отождествлялся с весной.
Правителем Юга был Янь-ди, а его помощником - дух огня Чжужун. Юг был страной лета.
Правителем Запада являлся Шаохао. Запад считался страной птиц. Все министры и подданные Шаохао были птицами. Запад считался местопребыванием осени
И, наконец, Севером правил Чжуаньсюй. Отец его имел лицо человека, рыло свиньи, чешуйчатое тело, сросшиеся ноги, кабаньи копыта. Вероятно, Чжуаньсюй имел сходный облик. В управлении ему помогал дух воды. Север воплощал зиму.
В начале мира существовало безбрежное водянистое море. Только тундровый холм возвышался посреди него. На холме жили Нум-Торум и Калтась-эква.
Священные предания рассказывают, как по приказу Небесного бога железная гагара /в некоторых вариантах Кулъ-Отыр/, ныряла на дно мо-ря и принесла в клюве землю, которая разрослась до горизонта /вместе с ней поднялся и мертвый мир/. Нум-Торум послал белого ворона узнать, где край земли. Ворон вернулся почерневшим /он ел падаль/. У дома богов выросло дерево. Нум-Торум сворачивал древесные листики, которые превра-щались в животных. Первой появилась собака. Злой дух Кулъ-Отыр тоже сворачивал листики и создал волка, ящерицу, жука и жабу.
У Нум-Торума и Калтась-эквы один за другим начали рождаться дети. Супруга небесного бога стала просить мужа убить всех зверей и птиц и из их костей построить новый дом. Нум-Торум собрал животных, но сова отговорила его от их истребления, упрекая, что он уподобился женщине, послушав совета жены.
Разгневанный бог схватил Калтась-экву и сбросил ее через дыру с неба. Та упала на берегу реки Обь, сломав под правой рукой два ребра. Родился младенец с золотыми руками и ногами - Мир-Суснэ-Хум.
Космогонический миф и верховные боги шумеров
Согласно шумерскому варианту космогонического мифа, первичной стихией мира являлся водный хаос, кишевший чудовищами. В его недрах зародилась твердь в виде огромной горы, вершиной которой был бог неба Ан (Ану), изображаемый с рогатой тиарой на голове. Плоское дискообразное основание же тверди мыслилось богиней земли Ки.
У неба и земли стали рождаться дети-боги, важнейшим из которых является Энлиль (аккадский Эллиль) - "господин", бог воздуха. Он разделил небо и землю и стал фактическим верховным божеством Шумера и Аккада (Ану представляли находящимся очень далеко и мало вмешивающимся в дела мира). Детьми Энлиля были Нанна (Син) - бог луны, Уту (Шамаш) - бог солнца, Нинурта/Нингирсу - бог войны, Нергал - подземное божество, обладающее губительными функциями.
Занимая верховное место в пантеоне, Энлиль, тем не менее, зависел от совета нескольких великих богов. Однажды, он увидел купающуюся юную Нинлиль и овладел ею. За это общим решением он был изгнан в преисподнюю. Но Нинлиль, которая в чреве своем уже носила ребенка - Нанну, последовала за Энлилем. Существовало незыблемое правило, согласно которому всякий, кто попадал в "страну без возврата", если и покидал ее, то обязан был оставить кого-то вместо себя. И тогда Энлиль, поочередно принимая обличье трех стражей подземного царства: "стража ворот", "человека подземной реки" и "перевозчика", соединяется с пробивающейся к нему Нинлиль. Они порождают трех подземных богов, которым суждено остаться в загробном мире вместо родителей и старшего брата.
Третьим после Ану и Энлиля великим богом был Энки (Эа в аккадской мифологии) - хозяин подземных вод, бог мудрости, хранитель табличек-ме. Его символом был крылатый рыбокозел, спутником - человеко-рыба Кулулу.
Шумерский миф о сотворении человека
Энлиль, Энки,Син, Уту, Нинурта, Нергал и некоторые другие считаются космическими богами - игигами. Божества менее высокого ранга, земные ануннаки призваны были тяжко трудиться, копая каналы и нося землю. Они сильно роптали и Энки, вместе с богиней Нинмах решают создать людей, дабы переложить на них тяжесть труда. Энки и Нинмах вылепили три
человеческие пары, определили им судьбу и устроили пир. На пиру боги творцы сильно захмелели. Нинмах опять берет глину и делает из нее шесть уродов, а Энки "дает им вкусить хлеба" и определяет судьбы. Так появились предпосылки для социального и интеллектуального размежевания уже среди людей. Энки дает людям плуг, мотыгу, форму для кирпича.
Шумерский миф о потерянном рае
На блаженом острове Тильмун, орошенном также с помощью Энки, богиня Нинхурсаг (отождествляемая с Нинмах) выращивает восемь чудесных растений - своих дочерей. Энки съедает эти растения, после чего болезнь поражает восемь органов его тела. Нинхурсаг проклинает Энки и покидает остров, Мир начинает гибнуть.
Возвращенная на остров с помощью лисы, Нинхурсаг вновь создает восемь богинь, каждая из которых символизирует заболевшую часть тела Энки (ребро, челюсть, зуб:) и исцеляет больного.
В начале времен в мире существовал лишь бесконечный хаос Нун. В нем зародился Бен Нун - изначальный холм, на котором вырос лотос. Лотос этот раскрылся в из чашечки цветка вышел Творец Атум - "Вечернее Солнце" (он же Хепри - "Утреннее Солнце" и Ра - "Дневное Солнце").
И начал Атум порождать мир. Устами своими Атум выплюнул ШУ - бога воздуха и Тефнут - богиню влаги. Они отправились искать границы мира и исчезли в водной пустыни. Тогда Атум послал за ними свое око. Пока оно искало Шу и Тефнут, творец создал себе новое око. А вернувшееся старое он затем поместил себе на лоб. Отсюда и возник урей в виде кобры, символическое изображение которого позже носили фараоны.
Однажды богиня Тефнут, обидевшись на своего отца Атума-Ра, ушла в пустыню. Шу отправился за ней и они встретились и стали супругами. И родились у божественной пары сын Геб и дочь Нут. После этого Атум-Ра сотворил многих других богов.
Геб и Нут также стали супругами. Нут была небом вначале. Она рождала звезды вечером, а утром проглатывала их. И тогда Геб назвал ее "свиньей, поедающей своих поросят". Чтобы ликвидировать ссору, Ра поменял их местами, сделав Геба небом а Нут землей. А затем творец велел Шу (воздуху) разделить супругов.
Однако Геб и Нут продолжали встречаться по ночам. Атум-Ра наложил проклятие на 360 дней солнечного года. Отныне Нут не могла родить ни в один из них. Но Тот - бог мудрости (его изображали человеком с головой птицы ибиса, или же просто в качестве павиана) помог ей. Он сыграл с луной и выиграл у нее 1/72 часть от каждого лунного дня. Таким образом, Тот получил пять дополнительных дней, которые он присоединил к солнечным. Поэтому в лунном календаре теперь 355 дней, а в солнечном 365. Богиня Нут, в каждый из новых дней, родила пятерых детей: Осириса, Хора Бехдетского, Сета, Исиду, Нефтиду.
Враги творца - крокодилы и гиппопотамы, но особенно змеи. Гигантского разноцветного змея Ра убил под сикоморой (приняв для этого облик великого кота).
Главным противником Атума (в его ипостаси Ра) был исполинский змей Апоп. Ра победил его изначально, при сотворении мира, и каждый раз побеждает снова.
Бараноголовый бог Хнум создал человека, вылепив его на гончарном круге.
Однажды богиня Хатхор, прогневавшись, ушла в из Египта в Нубию.
Ее отождествляли с Сехмет и Тефнут. В ипостаси Хатхор, богиню представляли женщиной с коровьими рогами и солнечным диском с уреем. Сехмет мыслилась как женщина с львиной головой (карающее начало). Тефнут же - уже знакомое нам солнечное око.
Дабы вернуть Хатхор, за ней был послан Тот. Хитрый бог, обернувшись павианом, искусно рассказывал сказки и убедил добровольную изгнанницу возвратиться в Египет.
В другой раз люди замыслили против великого Ра злое. И тогда покарать их отправилась Хатхор. В образе женщины-львицы она терзала людей и пила их кровь. Боги решили, что этого достаточно, но Хатхор никак не могла остановиться. Пришлось расколоть красный камень в порошок и намешать его в пиво. Хатхор решила, что это кровь, и, охваченная жаждой убийства, принялась пить. Захмелев, она утратила кровожадность. С тех пор ее стали называть "Владычица опьянения".
Когда Ра состарился, богиня Нут превратилась в корову. Солнечный бог уселся на нее и вознеся в небо.
Творение мира и борьба со злом в мифологии зороастризма
В начале вселенной было лишь бесконечное время - Зерван Акарана. И в нем пребывали: Ахура Мазда - Благой Бог, наверху, над пустотой, озаренный бесконечным, непостижимым светом и Ангхро Майнью - Дух Зла, в глубинах тьмы.
Всеведущий Ахура Мазда, зная о грядущей борьбе со злом, начал создавать свое небесное воинство. Прежде всего, он сотворил семь Амеша Спента или ахуров - Бессмертных Святых (подобных христианским архангелам). Это:
Спента Майнью ("Святой Дух", символы мирт и белый жасмин), олицетворяющий творческую мысль и благость;
Воху Мана ("Благая Мысль", символы мирт и желтый жасмин), покровитель домашнего скота;
Аша Вахишта ("Лучшая Истина", символ мышиный горошек), покровитель стихии огня;
Хшатра Вайрья ("Благое Царствование", символ королевский базилик), покровитель металлов и неба;
Спента Армайти - ("Святое Благочестие", символ мускусная роза), покровительница Земли;
Хаурватат ("Целостность, Здоровье", символ лилия), покровитель вод;
Амертат ("Бессмертие"), покровитель растений.
Ахура Мазда сотворил богов-язатов ("достойных почитания"):
Аши ("Благая"), душа Атара - огня;
Вертрагна, бог победы (символ сокол);
Хварна, благая харизма (символы нимб или баран);
Митра, хранитель клятвы и верности договору; символы всадник на золотой колеснице, конь, фиалка;
Хаома, воплощение ритуального напитка (аналог индийского Сомы и славянского Хмеля);
Ардвисура Анахита, богиня воды и плодородия в образе прекрасной девушки;
Геуш Урван, "Душа Быка";
Вайю, бог ветра, в золотом шлеме и доспехах на колеснице;
Хвархшайта, "Солнце Сияющее";
Тиштрйя, божество звезды Сириуса и повелитель дождя, символ белый конь.
А Дух Зла тем временем ничего не ведал об Ахура Мазде. Но вот, через три тысячи лет, он поднялся из глубин тьмы навстречу источнику света. Благой Бог предложил Ангхро Майнью избавить его от жажды зла. Но тот отказался принять Истину, желая завладеть миром. Тогда Ахура Мазда произнес священные слова и Ангхро Майнью низвергся обратно во тьму и пребывал там еще три тысячи лет.
Но теперь Дух Зла готовился к битве. Не умея создавать ничего нового, ибо зло бездарно ("дьявол - обезьяна бога"), он кощунственно копировал творения Ахура Мазды. В черной преисподней, Ангхро Майнью породил мерзкие исчадия - дэвов, которые должны были противостоять ахурам: Ака Ману ("Злая мысль"), Друдж ("Ложь"), Айшма ("Ярость") - вдохновитель будущих набегов кочевников), Индра, Нахатья и множество других. Кроме дэвов, Дух Зла наплодил и демонических существ женского пола - паирика. (В древности их представляли в виде безобразных мышей, лягушек и т.д., но впоследствии, паирика начали трактоваться как коварные чародейки, то старухи, то красавицы. На окраинах Ирана их почитание, под именем "пери", вместе с дэвами продолжалось довольно долго. В Новое время образ "пери" вошел в европейскую романтическую литературу).
А Ахура Мазда творил материальный мир на месте пустоты. Он сделал небо в форме яйца, из сверкающего металла; звезды; землю, окруженную водами, точно яичный желток в середине яйца; светила в небе; растения; Первозданного Быка и Первого Человека - Гайомарта.
Дэвы и паирика, зная о благом материальном мире, горели желанием обезобразить его. Но Ангхро Майнью долго не решался вторгнуться на землю, пораженный величием Гайомарта. Однако, в конце концов, он поддался уговорам своей дочери, блудницы Джех. Кончилась эра Творения, наступила эра Смешения добра и зла.
Разбив небесную сферу, Дух Зла ворвался в мир, а за ним хлынули полчища дэвов и паирика. Созданные Ангхро Майнью кометы, метеоры и планеты внесли хаос в мир, нарушая упорядоченность движения звезд. А на землю хлынули мириады храфстра - вредных животных (волков, крыс, змей, ящериц, скорпионов и пр.).
Здесь мы видим издержки дуалистического мировоззрения, желания видеть мир идеальным и упорядоченным, а во всяком отклонении - стремление видеть бесовские козни. Чрезмерная требовательность к миру.
На Гайомарта набросил петлю дэв смерти. Он погубил Первочеловека и Первого Быка.
А Ангхро Майнья неистовствал и, как поганая муха везде мерзил.
Паирика Муш, в облике черной летучей мыши, набросилась на солнце, луну и звезды. Но Хваршхайта-солнце одолел дэвовскую воровку Муш и присоединил ее к своему сиянию. Звезды покорили планеты. Затем Тиштрйя-Сириус вступил в сражение с паирика и от его ударов они посыпались с неба вниз.
Сириус пролил на землю небывалый дождь. Болшинство храфстра передохли. Тогда, на берегу великого озера Ворукаша, разыгралась великая битва Тиштрйя (в виде белого коня с золотой уздою) и дэва засухи Апаоши (тощего вороного жеребца). Лишь с помощью Ахура Мазды был побежден дэв.
После этого дэвы и их повелитель укрылись в подземельях (они не смогли вырваться за пределы материального мира, ибо фраваши успели заделать дыру в небосводе) и пакостили исподтишка. На земле появились гниение и плесень
В центре мира стоит Хара Березайти (гора Березань русских заговоров). Мир омывается океаном Ворукаша. Посреди этого океана находится остров, на котором растет Хаома. Десять тысяч дэвовских ящериц пытаются похитить священное древо, но рыба Кар плавает вокруг острова и охраняет Хаому. Рядом растет Древо Всех Семян. На нем живет Сенмурв - крылатый пес, покрытый рыбьей чешуей. Он рассеивает семена, а волшебная птица семена собирает и относит туда, где Тиштрйя пьет воду. Тиштрйя выпивает воду вместе с семенами и проливает ее дождем на весь мир.
Когда умер Первобык, из его останков произошли бык, корова и все полезные животные, а также злаки и другие полезные растения. А из останков Гайомарта вырос куст ревеня, состоящий из двух сросшихся частей. То была первая человеческая пара, мужчина и женщина: Машйф и Машйон. После они разъединились.
Вначале первые люди обладали добродетелью, но постепенно в из сердца стало проникать зло. И от каждого их неправого деяния возрастала сила дэвов.
Своих первенцев они съели. Тогда, Ахура Мазда вложил в их души родительскую любовь. От Машйа и Машйон произошли все населяющие землю народы.