Основная суть индуктивного метода Сократа выражается в такой его эпаrore Сократ человек.
Он знает, что ничего не знает.
Все люди тоже - ничего не знают.
Доказательство ее правильности, посредством проведения экспериментов на людях (политики не знали что такое политика, ученые - что такое наука, горшечники - что такое гончарство и т.д.), привело подопытных в ярость. Они потребовали от Сократа срочного доказательства экспериментальным путем с использованием цикуты правильности другой его эпаrore Сократ человек.
Он смертен.
Все люди (следовательно) тоже смертны.
Эксперимент, к радости афинян, подтвердил его смертность. Доказательства же их незнания были похоронены вместе с Сократом.
Кратко метод Сократа состоит в применении человеческой способности увидеть в частном проявлении общую закономерность, выйти на озарение ("инсайт"). Однако не на любой объект можно выходить с этим оружием. Объект должен быть фрактальным (см. эссе "Компьютеры, системы, фракталы -базис мироздания"). Кстати Пуанкаре небезуспешно внедрял интуиционизм в основания математики.
Из современных учений, развивающих идеи Сократа, наиболее выдающимся является феноменология Э.Гассерля. Основной постулат, императив феноменологии - освобождение от навязанных суждений и обращение к сути вещей. Уход от предубеждений одновременно с развитием способности видеть и интуитивно улавливать нечто универсальное. Сущность предстает только в случае отвлечения от эмпирических аспектов восприятия. "Оставьте свой ползучий эмпиризм, чудо - вне эмпиризма". Сущность не тождественна отдельным фактам. Нужно стараться интуитивно ("нутром") проникнуть в сущность, поймать универсальное. Чем то это напоминает сатори (состояние просветления) Дзен-буддизма. Сократ (см. "Менон" Платона) называл это "припоминанием", дескать в человеке, который ничего не знает, живут верные мнения насчет того, чего он не знает. Именно благодаря этому свойству нашей интуиции и возможно творчество, создание того, чего еще никогда и нигде (точнее в нашем сознании) не было.
Методология Сократа и феноменология Гассерля привлекательны и убедительны, но явно нетехнологичны, а скорее магичны. В технологии не важно, кто выполняет реализующую ее последовательность действий (не боги горшки обжигают), тогда как превратить воду в вино мог только Иисус Христос (магия). Автор этих строк своим умом нашел средства отехнологичевания методологии Сократа и феноменологии Гассерля. Средства состоят из одного предположения (гипотезы) и одного приема. Предположение состоит в том, что наш мир фрактален, все состоит из себеподобного. Суть приема формулируется так: хотите познать мир - станьте на позицию его Создателя, мысленно (не стесняясь в средствах и отвергая масштабы) работайте над созданием мирового фрактала. Ведь вы образ и подобие Божие, ячейка его фрактала. При определенном напряжении все проясниться. Мы узнаем что то только в процессе создания чего либо, в том объеме в котором создаем. Прекратив созидательный процесс уходим в незнание. Так и сны мы видим пока спим (прибываем в процессе сна), а проснувшись быстро забываем их.