FoxЖурнал: Мы и наши сказки:
СЕЛИВАНОВА СВЕТЛАНА: НЕТ НИЧЕГО СЛОЖНЕЙ И ИНТЕРЕСНЕЙ...
Автор: Светлана Селиванова
Нет ничего интересней жизни.
Нет ничего сложнее и опаснее.
Каждый час, каждую минуту, а порой и мгновение перед нами встают проблемы, складываются обстоятельства, стремительно меняется ситуация, иными словами мы постоянно вынуждены выбирать и часто ценой выбора оказывается жизнь.
Мы обращаемся по поводу своих проблем к учителям, врачам, психологам, юристам, родителям и друзьям. Мы стремимся всеми средствами расширить механизм поиска правильного решения, чтобы свести к минимуму возможность ошибки. К сожалению, очень часто сумма знаний наших современников ограничивается их опытом длинною всего лишь в одну недолгую человеческую жизнь и может вообще не включать необходимой информации.
Тысячу лет назад было иначе: свои проблемы (а жизнь нас постоянно ставит в трудные ситуации выбора: уйти или остаться, согласиться или возразить, поддержать начальника или сохранить независимое мнение, жениться или нет, экономить или предпочесть удовольствия) каждый человек решал сам, и ответственность за каждое произнесенное слово была по-настоящему велика: от принятого решения зависела его ЖИЗНЬ в буквальном смысле этого слова.
Выросший без отца, который предпочел служение родине семейному счастью, сын Ильи Муромца, Сокольник/Сокольничек, испытавший в детстве немало унижений (дразнили "заугольничком"), сводит жестокие счеты с родителями: "хватал он матушку за черны кудри, опустил он ей да о кирпищат пол, да тут старухе да смерть случилася... Да сказал он нынь слово сам себе: - Да убил я топеря родну матушку, да убью я, поеду, да стара казака. ... Да поехал Сокольник в стольнё Киев-град...".
Далее события пересказывались по-разному: одни сказители, описывая бой отца с сыном, помнили, что каликами (паломниками в святые места) Илье была "смерть не в бою написана", а потому битву в их изложении проигрывал сын. Другие сказители, желая напомнить слушателям о глубочайшей ответственности отцов перед детьми, описывали ситуацию так, что непобедимый в бою Илья Муромец умирал от руки уязвленного Сокольничка. Который из двух вариантов более правдоподобен - сказать нельзя, ибо жизнь сложнее любых фантазий и рассуждений. Но большинство ситуаций предсказуемы, и эту истину ярко и просто иллюстрирует фольклор.
В данном разделе речь пойдет только о фольклоре русского народа, но надо помнить, что почти все, сказанное о героях русского фольклора, есть в творчестве и любого другого.
Жизнью платили за обман и предательство, ложь и трусость. Бесчестье и жизнь были несовместимы.
Величайшую ответственность человек нес за любое произнесенное слово: молодой богатырь Сухман/Сухмантий, отправившийся за подарком для князя Владимира - белой лебедью, случайно встречает полчище татар за Днепром. Как и полагается честному воину, Сухман вступает с ними в битву и побеждает, несмотря на полученные в бою смертельные раны, которые он затыкает "листочиками маковыми". Вернувшись ко двору, молодой богатырь излагает обстоятельства, не позволившие ему выполнить данное князю обещание.
Ничто не ново на земле. Всегда были обман и предательство, семейные раздоры и сложные отношения подчиненных с государями. Всегда добро противостояло злу, но не обязательно побеждало. Все это и есть наша жизнь, в которой мы живем.
Как порой легко мы оперируем словами: "жизненно важные проблемы", "проблема выбора", не подразумевая под обсуждаемыми проблемами ничего, кроме их серьезности или чьей-то ответственности за принятое решение. А потом забываем, кто должен отвечать и перед кем. Еще легче мы совершаем необдуманные поступки, последствия которых становятся нашей судьбой. И если жизнь вдруг нам не нравится, мы виним некие обстоятельства, так же легко забывая, что корни постигших нас неудач кроются в принятом когда-то ошибочном решении.
Давайте попробуем искать ответы на наши животрепещущие проблемы у наших предков, в тех текстах, которые до нас дошли. Может это будет правильнее, чем у Дейла Карнеги или Луизы Хей, всё-таки наше, родное, бабушкино и дедушкино. Вряд ли они будут наживаться на наших бедах.
Наиболее важной категорией, формирующих Национальный Образ Мира (в нашем случае - РУССКИЙ) является географическая среда. Богатство лесов, плодородные земли, полноводные реки обусловливают оседлость, безжизненная (с точки зрения земледельца) степь заставляет кочевать, подавляя тем самым культ вещей и благоприятствуя культу животных (как правило, овец), способных накормить, обогреть и защитить.
Физические характеристики географической среды, в которой живет нация, определяют образ жизни человека, его мироощущение, организованность и осмысление пространства, реальное и воображаемое его население, средства преодоления пространства и его цветовое восприятие. Все эти составляющие взаимопереплетены и перетекают одно в другое.
Пространство и время образуют систему координат, в рамках которой возникают, функционируют и развиваются мифология, религия, искусство и наука; пространство и время обусловливают шкалу нравственно-эстетических и материальных ценностей. Кочевник, органично вписываясь в мировое космическое движение, являясь его микрочастицей, высокомерно и пренебрежительно относится ко всему тому, что отягощает его движение; в то время как поселенец, тяготеющий к дому, в естественном стремлении к комфортности бытия, загромождает разнообразными предметами окружающее его пространство.
Для оседлого народа чрезвычайно важно осознание крыши над головой, своего угла, самым большим несчастьем для русского крестьянина всегда был пожар (лишающий дома), а самым грустным определением человека - БЕЗДОМНЫЙ. И если русское художественное сознание хранит образ ДОМОВОГО, то в пантеоне кочевых народов существует ДУХ ОГНЯ, хозяина очага.
Процесс познания мира, его художественного осмысления - это процесс его обозначения, "называния". Всегда существовавшая у человечества потребность отразить объективную действительность в языке и творчески ее обобщить, осмыслить посредством идеальной, создавая художественный мир, мир понятий, идей, образов - обусловила появление первых, самых ранних художественных произведений - фольклорных - с ярко выраженной системой образов-знаков. Таким образом, фольклор является достаточно серьезным фундаментом для изучения и описания зафиксированных в народных текстах представлений о мире. Сказки, песни и былины естественным образом вводят читателя в духовный и материальный мир русского народа, знакомят с Национальным Образом Мира во всей парадигме его составляющих, содержат максимум культуроведческой информации.
Фольклорные тексты энциклопедичны:
1. они обозначают географическую территорию этноса:
"из того ли из города Мурома, из того ли села Карачаево выезжает добрый молодец, старый казак Илья Муромец...он хотел попасть к обедне в стольный Киев-град... а попал ко городу Чернигову";
2. включают в себя топографические описания местности:
"Леса темные, подходили леса ко городу Смоленскому, горы то высокие Сорочинские; чистые поля подходили ко городу Обскому, мхи да болота по Белу-озеру, реки-озера по синю морю;
3. дают описания типичного русского пейзажа:
"становились молодцы в тихих заводях погулять на зеленых лугах", "круты бережки да урываются (подмываются водой), а желты пески да унываются, со дна каменье поворачиват", "поля ли мои чистые, лужки мои зеленые, травушки шелковые, цветики лазоревые...";
4. представляют населяющих страну животных и птиц:
"Говорит рыжая (лиса): - Что ты, дурак, косолапый Мишка, трогаешь меня?... Я теперь замужняя жена";
5. знакомят с мифическими персонажами освоенной территории:
"в то давнее время, когда мир божий был наполнен лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, жил царь по имени Горох...";
6. содержат описания
а) русского города:
"долго ли, коротко ли, добрался он до большого прекрасного города, в городе царские терема выстроены, церквы божии", "граф палаты себе склал каменные, белы каменные, стены травчатые (мраморные), да по вырезу окошки, бел хрустальный потолок, москворецкая вода под фонтаном взведена";
б) усадьбы:
"три терема златоверчатые... первые сенички решетчатые, вторые сенички стекольчатые, третьи сенички красного золота";
7. представляют социальный состав:
"у ласкового князя Владимира был почестный пир на многих князей да бояров, да на сильных могучих богатырей";
8. показывают образ жизни и быт русского человека:
"князь Владимир только что пришел из церкви божией, от поздней обедни, сидят они за столом дубовым, едят ествушки сахарные, пьют питье медвяное", "ну-ка, хозяйка, поворачивайся, загребай жар, сыпь зерно в печь, выгреби из печи, истолки его и смели, киселю навари...";
9. характеризуют нравственные качества:
золотое сердце, добрая душа, головушка буйная;
10. дают описание
а) характера: "у ласкова у князя Владимира", "мой муженька работяженька... поехал на гумно, позабыл вилы... а я, молода, не ленивая была, не ленива, тороплива, все догадливая...", "что и сватушка богат... он из тысячи на тысячу ступает..., миллионами ворота запирает..., добрых людей из неволи выкупает", "они любят по пирам ходить, они любят песни слушати, они знают, чем девок дарить, не рублем, не полтиною, золотою гривной старинною";
б) внешности: "идет Василий Буслаевич: полетка соколиная, поступка молодецкая", "сидит, пригорюнившись, девица в расейском шелковом сарафане, да такая раскрасавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать: белолица, круглолица, румянец во всю щеку, глаза - что твои спелые торновины, а русая коса чуть не до земли, просто девка кровь с молоком";
в) одеяния русских людей: "сидит жена, стара матера, мало шелку, вся в золоте", "Да надел он шубу ту купеческу, да во пуговках литы добры молодцы, да во петельках шиты красны девицы, да надел он шапку черну мурманку, ушисту, пушисту и завесисту, спереди-то не видно ясных очей, а сзади не видно шеи белыей";
11. знакомят с этикетными нормами на Руси:
"смело проходил в палаты во вдовины, крест кладет да по-писаному, он поклон ведет по-ученому, на все на три, четыре да на стороны, а честной вдове... наособицу", "Емельян Пугачев - храбрый воитель... а придет в избу - иконам помолится, старым крестом, там поклонится хозяину, а после сядет за стол. Станет пить - за каждым стаканчиком перекрестится. Как ни пьян, а перекрестится";
12. демонстрируют разнообразие семейных отношений:
"светел месяц - то хозяин в дому, красно солнышко - то хозяюшка, часты звездочки - малы детушки... хозяин едет, он жене-то везет кунью шубу, кунью шапочку, а своим-то сынам по добру коню, своим доченькам по злату венцу, своим служенькам по сапоженькам...", "погляди, братец миленький, да согласна ли семеюшка, да за одним ли столом кушают, да одного ли в доме слушают..", "люблю тещу для привету, жену для совету, а нет милее дружка, чем родная матушка";.
Все сказанное не исчерпывает информативного богатства фольклорных текстов, так, остаются за рамками подробного рассмотрения русская символика, система антропоморфных образов, разветвленнейшая система культурных реалий (архитектурных, бытовых и предметов искусства), атмосферных явлений, система цветовых обозначений, элементов, содержащих характеристики соседних племен (карела упрямая, злые татары).
Итак, открываем рубрику "Мы и наши сказки", пишите письма (можно на родных языках или с ошибками), задавайте вопросы, не стесняясь. Мы поможем всем интересующимся Россией, душой и характером русского народа, сориентироваться в его духовных и нравственных ценностях, составить адекватное представление о многообразии и богатстве русского Национального Образа Мира, а следовательно, глубже понять и крепче полюбить свой собственный.
Можно обсудить на форуме Светланы Селивановой
Селиванова С.И.
(: 1) Дата публикации: 13.01.2005 19:28:18
[Другие статьи раздела "Мы и наши сказки"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|