FoxЖурнал: Наука и Техника:
НОВОСТИ КОСМОСА: МНОГОРАЗОВЫЙ "КЛИПЕР", "ПИОНЕРЫ" ВНЕ СИСТЕМЫ, ОККУПАЦИЯ ЛУНЫ
Автор: internet.ru
Сегодня в выпуске:
МНОГОРАЗОВЫЙ КОРАБЛЬ "КЛИПЕР" ВПЕРВЫЕ ПРЕДСТАВИЛИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
Научный запуск ракеты Maxus 6 прошел успешно
"Пионеры" обнаружили аномалию за пределами Солнечной системы
Последние проверки "Гюйгенса"
"Глазунья" из двух галактик
Индия собирается отправить к Луне три исследовательских аппарата
Китай установит на свой лунный орбитальный зонд только свои приборы
Контракт на запуск австралийского космического аппарата
Оккупация Луны
Почему на астероиде Эрос оказалось мало небольших кратеров
Район марокканского города Бен-Герир подвергся "бомбардировке" метеоритами
Россия и Индонезия построят летающий космодром
МНОГОРАЗОВЫЙ КОРАБЛЬ "КЛИПЕР" ВПЕРВЫЕ ПРЕДСТАВИЛИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
Российский многоразовый пилотируемый космический корабль "Клипер" сегодня впервые продемонстрировали общественности. "Клипер" - это корабль будущего, ни у США, ни у Европы нет ничего подобного", - сказал на встрече с журналистами заместитель генерального конструктора Ракетно-космической корпорации "Энергия" Валерий Рюмин.
"Мы даже несколько запоздали с его созданием, поскольку уже давно назрела необходимость заменить "Союз" - единственный корабль, который уже два года несет всю нагрузку по ротации экипажей Международной космической станции", - добавил он.
"В "Энергии" рассматривают два варианта будущего корабля - с несущим и самолетным корпусом", - рассказал глава корпорации Юрий Семенов. "Самолетный вариант разрабатывается совместно с фирмой ОКБ "Сухой", - уточнил он.
При этом, по мнению заместителя генерального конструктора "Энергии" Николая Брюханова, возможна эксплуатация обоих вариантов конструкции. "Фюзеляж корпуса собирается по принципу конструктора "Лего", поэтому мы сможем изменять конфигурацию корабля в зависимости от поставленных задач", - сказал он.
"Крылатый" "Клипер" выигрывает по аэродинамическим возможностям, но может садиться только на аэродром. А несущий корпус позволяет кораблю садиться на парашюте на любую плоскую площадку. "Клипер" имеет несомненные преимущества перед американскими шаттлами по габаритам и стоимости запусков", - подчеркнул Брюханов.
Корабль массой 13 т с экипажем из шести человек способен доставить на орбиту и вернуть оттуда до 500 кг грузов. "Клипер" может находиться в автономном полете до 15 суток, а в качестве пристыкованной к МКС спасательной "шлюпки" может использоваться не полгода, как "Союз", а целый год. "При этом стоимость запуска "Клипера" даже ниже, чем трехместного "Союза", - отметил Брюханов.
Кроме того, новый корабль, имеющий эксплуатационные возможности до 25 полетов, обладает хорошими аэродинамическими качествами для совершения маневров при посадке, что позволяет садиться на российские полигоны. "Для обслуживания МКС и выполнения других задач мы планируем построить четыре "Клипера". Первый испытательный пуск, при достаточном финансировании можно будет осуществить в 2010 году", - сказал Брюханов.
Создание "Клипера", как заявил ранее глава Федерального космического агентства Анатолий Перминов, включено отдельной строкой в Федеральную космическую программу на 2006-2015 годы. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС.
Источник: http://inauka.ru/news/article51211?subhtml
Научный запуск ракеты Maxus 6 прошел успешно
На рассвете 22 ноября на севере Швеции на ракетной базе Кируна прошел успешный запуск метеорологической ракеты Maxus 6, который производился с научными целями. В качестве полезной нагрузки на ракете был установлен контейнер с восьмью научными экспериментами, которые необходимо было провести в условиях невесомости.
Как и планировалось, ракета достигла высоты 706 км над поверхностью Земли, после чего она начала падать. В итоге полезная нагрузка находилась в состоянии невесомости в течение 12 минут. За это время были проведены эксперименты по биологии, материаловедению и физике жидкости. Их мониторинг осуществлялся с помощью телеметрической системы с передачей в реальном времени видеоизображения и других данных.
Контейнер с полезной нагрузкой был найден вскоре после падения ракеты на землю и доставлен на базу вертолетом. Вся аппаратура и экспериментальные материалы теперь будут отправлены в свои научные институты для дальнейших исследований и анализа полученных результатов.
Следующий научный запуск шведской ракеты запланирован на весну 2006 г. Это будет ракета Maxus 7.
Источник: http://novosti.online.ru
"Пионеры" обнаружили аномалию за пределами Солнечной системы
Автоматические межпланетные станции <Пионер-10> и <Пионер-11> (Pioneer) были запущены в 1972 году для исследования Юпитера и Сатурна. Они прекрасно справились со своей миссией и полностью оправдали ожидания своих конструкторов.
Последние биты данных от <Пионера-10> были получены в начале 2003 года после более чем 30 лет непрерывной работы. В тот момент этот космический корабль находился уже в 12 миллиардах километров от Солнца.
Однако как только <Пионеры> миновали орбиту Урана, радиосигналы, посылаемые назад к Земле от стареющих зондов, стали заметно меняться - смещаться к коротковолновой части спектра (фиолетовое смещение, эквивалентное действию дополнительной неучтенной силы, дающей ускорение (точнее, замедление) a_P = (8.74 +/-1.33) x 10-8 см/с2 и действующей по направлению к Солнцу). Это пока еще однозначно не объясненное явление, впервые отмеченное еще в 1980 году, не дает покоя ученым.
Некоторые специалисты, занимающиеся физикой космоса, прямо-таки призывают к тому, чтобы тщательно исследовать первопричины такой <пионерской> аномалии, несмотря на то, что с житейской точки зрения это полнейшая мелочь - эффект в 10 миллиардов раз меньше, чем то ускорение, которое мы испытываем со стороны гравитационного поля Земли. Наиболее банальным объяснением этого явления могла бы стать, например, утечка остатков газообразного топлива из двигателей малой тяги.
Однако часть ученых задается вопросом, не может ли аномалия <Пионера> порождаться некими до сих пор неизвестные факторами, которые действуют лишь за пределами Солнечной системы. Рассматриваются также модели с привлечением антиматерии и темной энергии.
Вот несколько возможных причин такого странного поведения <Пионеров>, что были рассмотрены Филипом Лэйнгом (Philip Laing) и Энтони Лиу (Anthony Liu), работающими над этой проблемой по заданию NASA:
- ошибки в программном обеспечении, использовавшемся для расчета орбиты корабля;
- воздействие гравитации пояса Койпера (пояса астероидов за пределами орбиты Нептуна) и гравитации Галактики;
- ошибки в планетарных эфемеридах;
- ошибки в данных по ориентации Земли, прецессии и нутации;
- негравитационные эффекты, вызванные влиянием давления солнечных лучей и маневрами по изменению ориентации;
- солнечный ветер и межпланетная среда;
- номинальное тепловое излучение и период полураспада плутония;
- дрейф, связанный с часами, Общей теорией относительности и скоростью гравитации;
- проблемы, связанные с аппаратурой на станциях слежения.
Слава Туришев из Лаборатории реактивного движения (JPL) NASA в Пасадене считает, что эту аномалию следует тщательно исследовать даже в том случае, если она порождается утечкой газа, которую теперь рассматривают в качестве наиболее вероятной причины. Работа над этой проблемой вынудит космических инженеров переосмыслить привычные методы работы для достижения более точной навигации в космическом пространстве. Существует вероятность того, что грядущие межпланетные миссии (например, намеченная экспедиция к Плутону) могут быть скорректированы таким образом, чтобы пробовать проверить (или опровергнуть) идею, что за аномалией <Пионеров> стоят какие-то неизвестные физические силы.
Тем временем <Пионер-10> продолжает свое движение по направлению к красному гиганту - звезде Альдебаран (созвездие Тельца). По оценкам специалистов, окрестностей этой звезды он достигнет через 2 миллиона лет.
Источник: http://grani.ru
Последние проверки "Гюйгенса"
23 ноября с.г. специалисты Европейского космического агентства (ESA) и NASA провели очередное тестирование бортового оборудования зонда Huygens, который должен опуститься на поверхность Титана - крупнейшего спутника Сатурна.
Это была проверка перед тем, как в середине декабря аппарат отделится от Cassini.
По сообщению представителей ESA, проверки показали полную работоспособность Huygens перед началом его автономной работы.
Источник: http://www.pereplet.ru
"Глазунья" из двух галактик
Через несколько миллиардов лет завершится слияние двух спиральных галактик - NGC 2207 (на изображении слева) и IC 2163 (на изображении справа).
При сильном сближении, которое произошло около 40 миллионов лет назад, менее крупная галактика IC 2163 повернулась против часовой стрелки и теперь расположена немного дальше NGC 2207. В настоящее время эти галактики в буквальном смысле слова рвут друг друга на части, порождая мощнейшие ударные волны и выбросы раскаленного газа. По мнению ученых, рано или поздно NGC 2207 все же поглотит IC 2163.
Источник: http://novosti.online.ru
Индия собирается отправить к Луне три исследовательских аппарата
Первая лунная миссия уже внесена в планы Индийского управления по космическим исследованиям. Она должна состояться не позднее 2008 г. Орбитальному лунному зонду Chandrayaan-1 предстоит составить карту распределения минералов по лунной поверхности и провести ряд научных экспериментов.
В числе последних фигурирует проект сброса на лунную поверхность <снаряда> весом 20 кг. Этот <снаряд> исследует поверхность, на которую он упадет, и проведет съемку облака лунной пыли, которое поднимется при ударе <снаряда> о поверхность. Полученные изображения будут использованы для исследований лунного грунта.
Если миссия зонда Chandrayaan-1 и на поверхности Луны ему удастся найти интересные минералы, то до 2015 года будут, скорее всего, проведены еще две индийских лунных миссии с участием беспилотных исследовательских аппаратов.
Источник: http://novosti.online.ru
Китай установит на свой лунный орбитальный зонд только свои приборы
Китай собирается к концу 2007 г. отправить к Луне свой исследовательский орбитальный зонд Chang'e 1. Более точная дата пока не называется. Вес всего этого космического корабля составит 1000 кг, из них 100 кг придется на научное оборудование.
В числе этого оборудования будут высотомер, рентгеновский гамма-спектрометр, микроволновый радиометр и система мониторинга космической среды. С помощью этого оборудования планируется составить трехмерную карту лунной поверхности, карту распределения по ней химических элементов и измерить толщину лунного грунта.
Руководители китайского лунного проекта уже заявили о том, что научная аппаратура на первом китайском лунном зонде будет только китайского производства, так как это будет как бы <испытательная> экспедиция.
В период до 2010 г. Китай собирается отправить к Луне еще два беспилотных зонда. Один из них доставит на Луну спускаемый аппарат, а второй должен будет взять с поверхности Луны образцы грунта и привезти их на Землю. Возможно, в научной программе этих миссий будут принимать участие и другие страны, которые изъявят такое желание.
Источник: http://novosti.online.ru
Контракт на запуск австралийского космического аппарата
Подписан первый контракт на запуск австралийского космического аппарата с помощью российской ракеты-носителя <Союз> с космодрома Куру во Французской Гвиане.
Об этом сообщил сегодня генеральный директор французской компании <Арианспейс> Жан-Ив Легаль на встрече с руководителем Федерального космического агентства /Роскосмоса/ Анатолием Перминовым и руководством совместного российско-французского предприятия <Старсем>, которое занимается продвижением российских ракет-носителей на мировом рынке. <Уже подписан первый контракт с австралийским клиентом на запуск космического аппарата с помощью ракеты-носителя "Союз-СТ", запуск мы планируем произвести в июне 2006 г>, - сказал он.
Продемонстрировав главе Роскосмоса фотографии, рассказывающие о ходе подготовительных работ на экваториальном космодроме Куру, Легаль отметил, что <основные работы начнутся закладкой первого камня в фундамент стартового комплекса>.
Источник: http://www.itar-tass.com
Оккупация Луны
В Российском федеральном космическом агентстве не исключают возможности создания к 2020 году собственной автоматической, а затем и обитаемой базы на Луне, а к середине века и на Марсе.
Об этом заявил на конференции НАСА в Вашингтоне заместитель руководителя агентства Николай Моисеев. На спутнике Земли может быть построено полностью герметичное помещение, снабженное системой замкнутого цикла обеспечения жизнедеятельности. На внешние работы персонал станции будет выходить в скафандрах. В качестве источника энергии для работы базы планируется использовать лучистый поток солнечной энергии, которая составляет 1440 ватт на квадратный метр. Для решения проблемы обеспечения лунного экипажа водой и продуктами специалисты предлагают создание оранжерей. Основной функцией лунной базы будет проведение научных исследований, которые невозможно осуществить с поверхности Земли. В частности, ученые намерены изучить энергетические и сырьевые ресурсы Луны.
По подсчетам специалистов, создание подобной базы обойдется в сотни миллиардов долларов. Кстати, на прошлой неделе и американцы подтвердили свои намерения создать лунный плацдарм. Правда, они предложили заселить только южный полюс Луны к 2015 году. Почему именно южный? Там есть лед, из которого можно получать кислород и водород для использования в качестве топлива.
Источник: http://www.itogi.ru
Почему на астероиде Эрос оказалось мало небольших кратеров
14 февраля 2000 г. американский исследовательский зонд NEAR (Near Earth Asteroid Rendezvous) вышел на орбиту астероида Эрос (433 Eros), который тогда находился на расстоянии 256 млн км от Земли.
Это довольно небольшой астероид, по форме похожий на картофелину. Его длина составляет около 33 км, а ширина - около 13 км. Целый год NEAR работал на орбите этого астероида и сделал массу снимкой его поверхности. На этих снимках было видно, что астероид покрыт реголитом - слоем пыли и беспорядочно разбросанных мелких, средних и крупных камней. Правда, местами этот реголит отсутствует, и на поверхность выходят скальные породы.
Еще тогда ученых удивило слишком малое количество небольших кратеров, которые должны были бы остаться на поверхности астероидов от ударов мелких метеоритов. По идее на одном квадратном километре поверхности Эроса предполагалось найти около 400 кратеров размером порядка 20 м в диаметре, но их там оказалось в 10 раз меньше.
Только теперь опубликованы результаты исследований группы ученых из университета Аризоны, которые объясняют это явление. Они смоделировали на компьютере последствия столкновения астероида с крупными и мелкими метеоритами и оказалось, что около 90% небольших кратеров должны были разрушиться в результате сейсмических вибраций, вызванных ударами о поверхность астероида метеоритов и других космических тел размером более 1-2 м в поперечнике. Астероид небольшой и его гравитационное поле очень мало, поэтому и таких ударов было достаточно для создания глобальных сейсмических вибраций, разрушающих структуру верхнего слоя поверхности астероида. При этих вибрациях реголит смещался не только в горизонтальном направлении, но и в вертикальном, то есть <подпрыгивал>. Поднятые пыль и камни из-за слабого гравитационного притяжения астероида оседали на поверхность очень медленно, заполняя при этом кратеры и стирая, таким образом, их следы.
Источник: http://novosti.online.ru
Район марокканского города Бен-Герир подвергся "бомбардировке" метеоритами
Район марокканского города Бен-Герир /200 км к югу от Касабланки/ на днях подвергся настоящей <бомбардировке> метеоритами. Об этом сообщила специалист в области исследований редких природных явлений университета <Айн-Шок> /Касабланка/ Хасна Шеннауи.
Выступая в субботу поздно вечером в эфире национального телеканала ТВМ /буквы латинские/, она назвала случившееся <обычным явлением>.
Шеннауи сообщила, что согласно предварительным исследованиям, <космические странники> прилетели на землю из района Солнечной системы между Марсом и Сатурном. Они состоят главным образом из железа и никеля. По данным специалистов, ежедневно за счет падения метеоритов Земля <прибавляет в весе> примерно на 1 тонну.
В районе города Бен-Герир находится военно-воздушная база, взлетно-посадочная полоса которой используется в качестве резервной для экстренной посадки американских космических аппаратов многоразового использования типа <шаттл>.
Источник: http://www.itar-tass.com
Россия и Индонезия построят летающий космодром
Российская корпорация <Воздушный старт> привлекла индонезийскую фирму Air Launch Aerospace Indonesia (ALAI) к участию в проекте организации запуска космических спутников с борта тяжелого транспортного самолета Ан-124-100ВС <Руслан>, пишет в понедельник газета <Время новостей>.
Проект создания летающего космодрома с базой на индонезийском острове Биак был представлен на завершившейся в субботу в Джакарте выставке Indo Defence 2004.
Остров Биак, расположенный возле западной, индонезийской, половины острова Новая Гвинея, находится всего в двух градусах от экватора, что позволяет максимально использовать энергию вращения Земли для вывода аппаратов на орбиту. Кроме того, на острове расположен принадлежащий индонезийскому правительству аэродром, который планируется использовать для запусков.
Как сообщил <Времени новостей> генеральный директор ALAI Ноно Хардионо, его компания займется привлечением инвестиций, необходимых для подготовки аэродрома Биака к исполнению новых функций. Общий объем необходимых инвестиций в проект оценивается в 150-160 миллионов долларов, из которых ALAI должна привлечь 30-40 миллионов долларов на модернизацию аэродрома на Биаке. Кроме того, ALAI должна решить юридические вопросы эксплуатации этого аэродрома.
Местную лицензию на космическую деятельность ALAI рассчитывает получить к концу 2005 года. Практические запуски планируется начать в 2007 году. По словам Хардионо, проект будет рентабельным, если удастся собрать заказы на вывод пяти-семи низкоорбитальных спутников в год.
Проект <Воздушный старт> с 1999 года разрабатывается корпорацией, учрежденной авиакомпанией <Полет> и КБ химавтоматики. В проекте участвуют еще несколько российских ракетостроительных предприятий и киевское АНТК им. Антонова. Идея воздушного старта заключается в том, чтобы при запуске аппаратов на низкие орбиты использовать в качестве первой ступени самолет и обойтись, таким образом, без сложной и дорогой наземной инфраструктуры.
В качестве стартовой платформы планируется использовать тяжелый транспортный самолет <Руслан>. Непосредственно выводить спутник в космос будет двухступенчатая ракета-носитель, собранная на базе разработанных в советское время реактивных двигателей и названная <Полет>.
По словам президента корпорации <Воздушный старт> и одновременно генерального директора авиакомпании <Полет> Анатолия Карпова, переделка <Руслана> в космическую платформу потребует минимальных конструктивных изменений. Получившийся в результате самолет в интервалах между запусками можно будет использовать по прямому назначению - для перевозки грузов.
Источник: http://lenta.ru
(: 0) Дата публикации: 01.12.2004 18:15:20
[Другие статьи раздела "Наука и Техника"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|