НОВОСТИ КОСМОСА: МКС, ЧЕРНАЯ ДЫРОЧКА, ПАДАЮЩИЙ ФОБОС, ОРУЖИЕ, ДЕРЕВНЯ РОБОТОВ НА ЛУНЕ

Сегодня в выпуске:

Выбрана лучшая ракета мира
Земля с 14 по 21 ноября 2004 года проходит через метеоритный поток "Леониды"
Европейские учёные планируют создать на Луне деревню роботов
Высота полета МКС снижается из-за магнитной бури
МКС начала падать из-за магнитной бури
Марсианская луна вышла из тьмы
Ученые обнаружили черную дырочку
Россия не будет первой размещать оружие в космосе
Новая версия ракеты "Союз-2" полетит в 2006 году

Земля с 14 по 21 ноября 2004 года проходит через метеоритный поток "Леониды"
Земля с 14 по 21 ноября 2004 года пройдет через метеоритный поток <Леониды>. Там отметили, что пик ежегодного метеоритного дождя придется в этом году на 17 ноября 2004 года, когда ежеминутно в земной атмосфере будет сгорать до 50 метеоритов.
Напомним, что метеоритный поток <Леониды> получил это название потому, что метеориты ежегодно в ноябре появляются из той части космического пространства, где находится созвездие Лео. Поток метеоритов образуется в результате выделения вещества из кометы Темпля-Тутля, каждые 33 года приближающейся к орбите Cолнца. Так называемый <солнечный ветер> сдувает часть шлейфа этой кометы в направлении Земли. Мельчайшие частицы, размером всего с песчинку, сгорают в земной атмосфере, образуя <звездный дождь>. Сначала он <проливается> с наибольшей силой, затем постепенно слабеет. В последний раз мощный метеоритный дождь наблюдался в 1966 года, когда каждый час в земной атмосфере сгорало до 150 тысяч метеоритов. Ожидается, что следующий мощный <дождь> пройдет в 2099 году.
Источник: http://www.podrobnosti.com.ua

Европейские учёные планируют создать на Луне деревню роботов
Ночью 15 ноября европейский экспериментальный космический корабль размером со стиральную машину SMART-1 после 13-месячного путешествия выйдет на орбиту Луны. 370-килограммовый корабль, оснащённый ионным двигателем, должен проверить теорию о том, что Луна сформировалась миллиарды лет назад из куска скалы, отделившегося от Земли после столкновения с объектом размером с Марс.
Впрочем, работа SMART-1 (small missions for advanced research and technology - маленькие миссии для перспективных исследований и технологий) - это, скорее, разведка перед более масштабными попытками освоения спутника нашей планеты.
Две японских миссии могут достигнуть Луны в 2006 году, китайский и индийский космические корабли могут прибыть в 2007-м, США рассчитывает на 2008-й.
Тем временем европейские учёные думают о создании на лунной поверхности <деревни роботов> - места, где будет сконцентрирована различная техника.
Возможно, такая деревня появится на горном хребте в районе лунного южного полюса, который освещается Солнцем практически круглый год.
К тому же на полюсе имеется <очень удобная> температура - минус 20 градусов Цельсия, тогда как на лунном экваторе от минус 120 до минус 170 градусов.
Источник: http://www.podrobnosti.com.ua

Высота полета МКС снижается из-за магнитной бури
Под влиянием сильной магнитной бури высота полета Международной космической станции (МКС) ежедневно снижается на 300 метров, сообщили в пятницу РИА <Новости> в российском Центре управления полетами (ЦУП). <Ничего сверхъестественного и тем более катастрофичного в этом нет - высота полета МКС будет увеличена более чем на 4 километра 17 ноября в ходе очередной плановой коррекции орбиты>, - подчеркнул представитель ЦУП. По его словам, обычное суточное снижение станции под воздействием земного тяготения составляет от 150 до 200 метров. <В этот раз примерно в течение недели из-за сильнейшего магнитного возмущения станция <падала> чуть быстрее - в среднем на 300 метров ежедневно. В настоящее время магнитная буря пошла на убыль, поэтому снижение станции будет происходить как обычно>, - отметил представитель ЦУП.
Источник: РИА <Новости>

МКС начала падать из-за магнитной бури
Сильная магнитная буря существенно изменила орбиту Международной космической станции (МКС), которая <упала> сразу на семь километров. Об этом со ссылкой на официального представителя подмосковного Центра управления полетами (ЦУП) Валерия Лындина сообщает сайт телеканала <Вести>.
Магнитная буря, по его словам, продолжается уже неделю. <С 23 сентября, когда был проведен предыдущий подъем орбиты, станция опустилась на 7 километров>, - уточнил он. <На здоровье работающих на орбите Салижана Шарипова и Лероя Чиао это никак не отразилось>, - отметили в медгруппе ЦУП.
<Из-за геомагнитных возмущений атмосфера Земли как бы "разбухает", а верхние разреженные слои, где летает МКС, уплотняются. В результате станция начинает терять высоту быстрее - на 300 м в сутки вместо обычных 100-150 м>, - пояснил Лындин. В связи с этим специалисты ЦУП приняли решение 17 ноября провести новую коррекцию орбиты станции. При помощи двигателей пристыкованного к МКС российского грузового корабля <Прогресс М-50> орбиту МКС поднимут на 4 километра.
Как сообщил ИТАР-ТАСС заведующий лабораторией Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн Анатолий Белов, сейчас магнитная буря пошла на убыль. По словам ученого, на этой неделе была <зарегистрирована одна из самых сильных магнитных бурь в истории наблюдений>. Начиная с субботы, считают специалисты института, геомагнитная обстановка будет <преимущественно спокойной>.
Источник: http://novosti.online.ru

Марсианская луна вышла из тьмы
Европейский исследовательский космический корабль <Марс Экспресс> сделал подробнейший снимок самого большого спутника Красной планеты - Фобоса.
Фотография снята с расстояния приблизительно 200 км от имеющей неправильную форму марсианской луны и изображает его сторону, видимую с Марса.
Ученые надеются объяснить природу вмятин на Фобосе, видимых от экватора до северного полюса.
Фобос медленно падает на Марс и, по подсчетам, он врежется в планету в ближайшие несколько миллионов лет.
Разные теории
Размером приблизительно 27 на 19 км, Фобос (<страх> в переводе с греческого) - наибольшая из двух лун, обращающихся вокруг Марса.
Другой марсианский спутник - Деймос - в два раза меньше Фобоса, и его орбита дальше удалена от планеты.
Фобос движется по так называемой <мертвой спирали>, то есть его орбита постепенно приближает его к неизбежному столкновению с поверхностью планеты.
Существуют разные теории о природе Фобоса. По одной из них, спутник считается попавшим на орбиту Марса астероидом. Видимо, луна состоит из кобальтового камня, похожего на черный углеродистый хондрит, из которого состоят астероиды.
Но некоторые исследователи считают убедительными свидетельства тому, что Фобос и Деймос на самом деле - побочные продукты разрушения большой луны, некогда вращавшейся вокруг Марса.
Изображение, полученное с аппарата <Марс Экспресс>, имеет разрешение около 7 метров на пиксель.
Источник: http://news.bbc.co.uk

Ученые обнаружили черную дырочку
У огромной черной дыры, находящейся в центре нашей Галактики, появилась младшая сестра. Жан-Пьер Майар из парижского Института физики объявил о том, что Млечный Путь вращается вокруг двух черных дыр, а не одной, как считали раньше. Если дыра Стрелец А* больше Солнца в 2,6 млрд раз, то недавно обнаруженное космическое нечто по своим размерам несколько скромнее - объект лишь в 1300 раз крупнее нашего светила.
Расстояние между двумя дырами - 3 световых года.
Французский ученый сделал свое открытие, опираясь на данные, полученные при изучении звездной группы IRS13 с Земли и из космоса. Сначала за светящимся объектом, представляющим собой скопление семи звезд, наблюдали из обсерватории Гемини на Гавайях, а потом информацию о нем собирали орбитальные телескопы Hubble и Сhundra. Как выяснилось, звезды вращаются вокруг неизвестной ранее черный дыры, которая, в свою очередь, закладывает круги вокруг Стрельца А*.
Жан-Пьер Майар утверждает, что исследованные им молодые звезды не могли образоваться в непосредственной близости от черных дыр, поглощающих космические тела. Скорее всего, они - то немногое, что осталось от крупной звездной системы, <съеденной> одной из дыр, из-за притяжения которой несчастные звезды и попали в самый центр Галактики. Кстати, обнаруженный французом объект в своем роде единственный - ранее ученые лишь догадывались о существовании черных дыр с промежуточной массой.
Ученый предполагает, что в Млечном Пути может быть достаточно много совсем маленьких (по космическим меркам) черных дыр, по размеру сопоставимых с Солнцем. Однако доказать свою гипотезу он пока не может.
В изучении космических объектов, пожирающих Вселенную по частям, пока слишком много черных дыр, или, если избегать каламбура, белых пятен. Главная дыра нашей Галактики была обнаружена лишь три года назад, хотя о мощном источнике рентгеновских лучей в этой области Млечного Пути известно давно. Сейчас среди ученых популярна теория, согласно которой черная дыра есть в центре каждой галактики. Так это или нет, покажут дальнейшие исследования.
Источник: http://www.utro.ru

Россия не будет первой размещать оружие в космосе
Россия в ходе работы первого комитета Генассамблеи ООН заявила о том, что не будет первой размещать оружие в космосе, и призвала все государства последовать ее примеру. Об этом говорится в сообщении для СМИ официального представителя МИД РФ Александра Яковенко.
<Дискуссии по космической тематике продемонстрировали растущее осознание мировым сообществом опасностей, которые может повлечь за собой размещение ударного оружия в околоземном пространстве>, - говорится в сообщении МИД РФ, поступившем в четверг в РИА <Новости>.
В итоге проект традиционной резолюции <Предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве> собрал <рекордное число голосов "за" (167)> при отсутствии голосовавших <против>, отметил Яковенко.
Комитет также принял совместный российско-американский проект резолюции <Двусторонние сокращение стратегических ядерных вооружений>, в котором подтверждается принципиальное значение партнерских российско-американских отношений для обеспечения международной безопасности и стратегической стабильности.
Кроме того, указывается в документе, был одобрен выдвинутый Россией проект резолюции по информатизации и телекоммуникациям в контексте международной безопасности.
Это <свидетельствует о широком признании актуальности проблемы международной информационной безопасности применительно к гражданской и военной сферам>, заявил Яковенко.
Источник: http://www.rian.ru

Выбрана лучшая ракета мира
10 ноября американская корпорация Furton - консалтинговая фирма по менеджмент-технологиям - опубликовала свой рейтинг участников рынка пусковых услуг. Первое место заняла американская ракета-носитель Atlas-V, второе - российский <Протон>.
Маркетингом обеих ракет на рынке занимается российско-американская компания International Launch Services (ILS). Она контролирует около 60 % мирового рынка космических запусков.
Свой рейтинг корпорация Furton создала на базе опроса представителей спутниковой промышленности, пользующихся пусковыми услугами.
Им предлагалось оценить ракеты Ariane 5 (производит концерн EADS, Европа), Atlas V (Lockheed Martin, США), Delta IV (Boeing, США), <Протон> (Космический центр имени М.В.Хруничева, Россия) и <Зенит-3SL> (совместный продукт украинского объединения <Южное>, российской корпорации <Энергия> и фирмы Boeing в рамках проекта Sea Launch).
Каждый носитель оценивался по следующим параметрам: надежность, пусковые операции, гибкость работы, дополнительные затраты и обслуживание клиента.
По данным Futron, на третьем месте оказался лидер коммерческих пусков конца 90-х годов - европейская ракета Ariane 5, а на последнем - <Зенит - 3SL>.
Ракету Delta-IV эксперты оценивать отказались, поскольку она используется лищь госзаказчиками - Национальным аэрокосмическим агентствам США и минобороны США.
Источник: http://www.kommersant.ru

Новая версия ракеты "Союз-2" полетит в 2006 году
Неделю назад на космодроме Плесецк состоялся первый испытательный запуск новой ракеты <Союз-2>. Это была модель <Союз 2-1А>. Во время первого запуска она успешно вывела на заданную околоземную орбиту макет полезной нагрузки (спутник <Облик>, у которого уже закончился гарантийный срок эксплуатации).
Модель <Союз 2-1А> - это первая версия модернизированной ракеты <Союз>, которая находится в эксплуатации уже 40 лет. <Союз 2-1А> имеет более высокую грузоподъемность, чем <оригинальная> ракета <Союз>. На нее можно устанавливать более крупные спутники (диаметр носового обтекателя может достигать 4 м). Кроме того, ракета <Союз 2-1А> оснащена цифровой системой управления, которая позволяет более точно выводить ракету на расчетную орбиту.
Но на этом модернизация ракеты <Союз> не заканчивается. В середине 2006 г. в свой первый полет должна отправиться следующая версия <Союза 2> - <Союз 2-1В> с более мощным двигателем третьей ступени и, соответственно, еще более высокой грузоподъемностью. Регулярные запуски этих ракет должны начаться в 2007 г. с космодрома Куру во Французской Гвиане, где к тому времени должны построить специальный стартовый комплекс.
Источник: http://novosti.online.ru