НОВОСТИ КОСМОСА: АСТЕРОИДЫ, БОЛЬШОЙ ВЗРЫВ, СОЛНЦЕ В ПЯТНАХ, ТИТАН, ТЕМНАЯ МАТЕРИЯ, МАРСОТРЯСЕНИЯ

Сегодня в выпуске:
В начале ноября на Землю обрушатся сильные магнитные бури
Американские спутники поймали "русских" за погрузкой оружия Саддама
На Марсе обнаружен метан

Дан старт глобальному проекту по надзору за потенциально опасными астероидами
Британские астрономы положили начало глобальному проекту по надзору за всеми потенциально опасными для Земли астероидами.
Команда ученых из Королевского Университета (Белфаст) считает, что их труд когда-нибудь поможет землянам предотвратить страшную катастрофу - столкновение нашей планеты с космическим телом.
Количество потенциально опасных объектов, известных на сегодняшний день, весьма велико - более 3 тыс., и каждый месяц к ним добавляется 30-40 новичков. Орбиты большинства из них рассчитаны, но точность этих расчетов неизвестна. А ведь от того, насколько точно мы можем оценить исходящую от того или иного космического тела опасность, зависит жизнь множества людей.
Британские астрономы собираются отслеживать положение каждого из известных потенциально опасных тел еженедельно. В этой работе будут задействованы два двухметровых зеркальных телескопа - один расположен на Гавайских островах, второй - в Австралии.
В том, что рано или поздно орбита одного из астероидов пересечется с орбитой Земли, никто из ученых не сомневается. Вопрос лишь в том, что об опасности подобного столкновения желательно знать как можно раньше - тогда появятся шансы минимизировать потери от подобной катастрофы (эвакуировать население района удара, например), или даже избежать удара вообще (тем или иным способом уничтожив астероид на подлете к Земле).
В этом и видят свою миссию британские астрономы - дать человечеству шанс спасти себя. Об этом сообщает NTR.ru.
Источник: http://www.inauka.ru/news/article50628.html

В Большом взрыве не было ничего уникального
Американские физики Шон Кэрролл, профессор физики в Чикагского университета, и его аспирантка Дженнифер Чен выдвинули гипотезу, согласно которой Большой взрыв не является уникальным событием в процессе бесконечной эволюции Вселенной. Сама Вселенная, согласно выводам Кэрролла и Чен, возникает из случайных энергетических флуктуаций.
В своём исследовании Кэрролл и Чен рассмотрели два амбициозных вопроса: почему время течёт всегда в одном направлении, и может ли Большой взрыв быть следствием энергетической флуктуации в пустом пространстве (что вполне соответствует известным физическим законам)?
На протяжении целого столетия вопрос временного вектора волновал учёных, поскольку, по словам Кэрролла, "большая часть фундаментальных законов физики не различаются в прошлом и будущем. Они симметричны относительно времени".
С этим вопросом тесно связана концепция энтропии, меры хаотичности Вселенной. Как около ста лет назад показал физик Людвиг Больцман, энтропия естественным образом прирастает с течением времени. "Можно превратить яйцо в омлет, но омлет в яйцо обратить ни в коем случае не получится", - говорит Кэрролл.
Непонятно, однако, по какой причине энтропия была столь мала в ранней Вселенной. Большинство учёных склонны оставлять решение этого вопроса "на будущее". Кэрролл и Чен не стали этого делать и отыскали ответ прямо сейчас.
Ранее исследователи, занимаясь вопросом Большого взрыва, исходили из предпосылки о том, что энтропия Вселенной есть величина конечная. Кэрролл и Чен утверждают, что энтропия Вселенной бесконечна и, соответственно, может бесконечно расти.
Чтобы дать вразумительное объяснение, почему Вселенная сегодня выглядит именно так, как она выглядит, необходимо принять во внимание процесс расширения. Теория расширения является дополнением к теории Большого взрыва, согласно которой за доли секунды после Большого взрыва Вселенная пережила масштабнейшее расширение.
Но тут есть одна проблема: для этого вся Вселенная должна была заключаться в микроскопической частице материи, имеющей весьма маловероятное строение - едва ли это можно назвать "случайно выбранным начальным состоянием". По мнению Кэрролла и Чен, на самом деле исходное состояние, должно было напоминать холодное пустое пространство. Как полагают некоторые учёные, во Вселенной с конечной энтропией случайная флуктуация может инициировать расширение. Однако под этим подразумевается, что молекулы должны перейти из состояния высокой энтропии к низкой. А такое объяснение выглядит притянутым за уши.
"Условия для начала расширения не могут возникнуть так просто. Мы полагаем, что случайная флуктуация скорее может породить всю Вселенную, нежели инициировать процесс расширения". Сценарий, предложенный Кэрроллом и Чен, в известной степени вдохновлён открытием "тёмной материи" и выводами учёных о том, что под её воздействием Вселенная будет расширяться вечно (ранее доминировала теория о циклическом расширении и сжатии Вселенной).
При условии вечного расширения Вселенной естественным её состоянием является практически полная пустота. "Энтропия растёт, Вселенная расширяется и становится всё более опустошеннее", - говорит Кэрролл. Полный текст работы Кэрролла и Чен должен быть на днях опубликован на сайте ArXiv.org.

Солнце опять в пятнах
11 и 12 октября этого года наблюдалось довольно редкое явление - на диске Солнца не было ни одного пятна. Поведению Солнца за последний год ученые из NASA уже составили прогноз о досрочном (в 2006 г.) наступлении минимума солнечной активности.
Ну а сейчас на Солнце все вернулось на круги своя - на нем опять есть несколько пятен и самое большое из них увеличивается в размерах. Представленный здесь снимок Солнца был сделан солнечным телескопом SOHO 24 октября. Видимая на диске Солнца группа пятен получила номер 687. По прогнозам ученых выброс вещества при исчезновении этого пятна будет иметь среднюю интенсивность, так что оно не грозит Земле грандиозными магнитными бурями.

Сейчас Солнце столь же активно, как и 8 тысяч лет назад
В течение последних шести десятилетий Солнце демонстрирует такую же высокую активность, как и 8 тыс. лет назад. Это установили специалисты германского института по изучению Солнечной системы им. Макса Планка. Они отмечают, что Солнце также стало немного "светлее".
Вопрос о том, являются ли эти факторы основанием для глобального потепления, остается открытым, пишет германский Tagesspiegel.
Как ожидается, нынешняя фаза активности с усилением извержений и выбросов газа продлится еще несколько десятилетий. Такие "солнечные бури" нарушают радиосвязь, авиасообщение, а также работу электросетей и спутников, отмечают исследователи.
Реконструировать солнечную активность прошлых тысячелетий ученым удалось посредством изотопного анализа старовозрастных деревьев и полярных льдов.
Источник: http://www.rbc.ru

Пуск ракеты-носителя "Союз-2" отложен
Пуск ракеты-носителя "Союз-2" отложен по техническим причинам. Об этом РИА "Новости" сообщили в пресс-службе Космических войск РФ.
"Пуск "Союз-2" отложен в связи с замечаниями на ракете-носителе. Просто взяли лишнее время, чтобы перепроверить то, что было выявлено в ходе подготовки к запуску", - сказал сотрудник пресс-службы.
Он отметил, что "ничего сверхъестественного" в переносе даты пуска нет, однако не уточнил, на какую именно дату перенесен запуск.
По словам начальника пресс-службы Минобороны, "испытательный пуск ракеты-носителя "Союз-2" отложен в связи с выявленными в ходе подготовки к старту недостатками в программном обеспечении".
Ранее министр обороны России Сергей Иванов сообщил, что в случае удачных испытаний
"Союза-2" ракета-носитель будет использоваться как в России, так и за рубежом, в том числе в при осуществлении совместных проектов с Францией на космодроме "Куру" во французской Гвиане.
Министр также сообщил, что "Союз-2" создан на сто процентов на российских предприятиях и может использоваться как в интересах государства, так и в коммерческих целях.
Ракета-носитель "Союз-2" предназначена для выведения на различные орбиты автоматических, пилотируемых и грузовых космических аппаратов и кораблей.
Ракета-носитель создана в Центральном специальном конструкторском бюро "Прогресс" в Самаре.
Ранее РИА "Новости" сообщало о том, что первый испытательный запуск новой российской ракеты-носителя "Союз 2" с космодрома Плесецк, скорее всего, будет перенесен на несколько дней из-за неготовности стартового комплекса.
"По предварительным данным, первый запуск нового "Союза", первоначально назначенный на 29 октября, будет перенесен на несколько дней и может состояться в период с 2 по 5 ноября", - сообщил РИА "Новости" осведомленный источник, принимающий участие в программе подготовки к старту.
Источник: http://www.rian.ru

Ученые не поняли, что увидели на Титане
Межпланетная автоматическая станция Cassini передала на Землю уникальную научную информацию, собранную во время ее первого близкого пролета около Титана - самого большого спутника планеты-гиганта Сатурна.
По словам сотрудников расположенной в Пасадине (штат Калифорния) Лаборатории реактивного движения (ЛРД), откуда осуществляется управление Cassini, на переданных изображениях отчетливо видны темные и светлые области на поверхности спутника.
Вместе с тем, по словам ученых, хотя столь четких фотографий Титана они никогда еще не имели, можно пока лишь высказывать предположения относительно того, что же они, собственно говоря, увидели. Планетологи не могут даже сказать, есть ли на поверхности спутника Сатурна жидкость, является ли она холмистой или ровной. "Мы пока озадачены и не совсем понимаем, что же увидели", - пояснил ситуацию один из специалистов ЛРД.
Источник: http://www.utro.ru

Солнце находится на перекрестке путей блуждающих звезд
Группа европейских астрономов обнаружила, что многие звезды в окрестностях Солнца движутся по необычным траекториям. Как сообщается на сайте Европейского космического агентства (ESA), ученые предполагают, что на поведение звезд оказывают влияние спиральные рукава нашей галактики, Млечного Пути, в которых наблюдается повышенная концентрация звезд и межзвездного газа.
Согласно данным, полученным при помощи европейского спутника Hipparcos, удалось установить, что Солнце находится на перекрестке нескольких звездных потоков, движущихся в разных направлениях. Причем некоторые звезды, обладающие планетарными системами, могут оказаться пришельцами из центральных районов галактики.
Солнце и большинство окрестных звезд вращаются вокруг центра галактики по стандартной, практически круговой орбите. Однако астрономы обнаружили некоторые группы звезд, которые движутся к центру или от центра галактики, причем их траектории расходятся из него подобно спицам колеса. Эти блуждающие звезды составляют примерно 20 процентов от общего количества звезд, находящихся на расстоянии до тысячи световых лет от Солнца, которое само расположено в 25 тысячах световых годах от центра Млечного Пути.
Обнаружилось, что блуждающие звезды в пределах одной группы, имеют мало общего между собой. Поскольку они все разного возраста, ученые считают, что они не могли образоваться в одно и то же время в одном месте. По мнению команды исследователей из Свободного университета Брюсселя, на поведение этих звезд повлияли так называемые волны плотности, сопровождающие спиральные рукава.
Они сбивают звезды с привычной пути и направляют их движение по необычным траекториям, пересекающим орбиты большинства звездных объектов в галактике, включая и наше Солнце.
Ученые считают, что хотя теоретически существование блуждающих звезд увеличивает риск их столкновения с Солнечной системой, но на практике среднее расстояние между звездами настолько велико, что шанс опасного сближения чрезвычайно мал.
Ближайшее известное сближение должно произойти через 1,4 миллиона лет. Звезда под названием Gliese 710, пройдет на расстоянии одного светового года от Солнца, что в 70 тысяч раз больше расстояния от Солнца до Земли. Это - самые дальние окраины солнечной системы, где странствуют ледяные объекты, образующие Облако Оорта.
Предполагается, что в прошлом аналогичные сближения стали причиной изменения маршрутов комет, которые направлялись во внутренние области Солнечной системы, а некоторые даже сталкивались с Землей.
Источник: http://news.samaratoday.ru

Американские шаттлы полетят в космос в мае 2005
Американские космические челноки многоразового использования возобновят полеты к Международной космической станции в мае 2005 года, сообщается в официальном пресс-релизе агентства по аэронавтике и исследованию космического пространства.
Совет директоров NASA рассмотрел предложенный руководством программы Space Shuttle график полетов и согласился с мнением, что наиболее целесообразно осуществить запуск шаттла "Атлантис" после 12 мая, когда откроется очередное "стартовое окно".
Это будет первый полет американского пилотируемого космического корабля с момента катастрофы шаттла "Колумбия" в феврале 2003 года. NASA планировало осуществить еще 28 запусков челноков до 2010 года. Однако в последнее время руководство агентства обсуждает возможность досрочного прекращения программы Space Shuttle и концентрации усилий на других исследовательских программах, в частности, возвращения астронавтов на Луну.
Источник: http://lenta.ru

Следы марсотрясений на Марсе
Снимок поверхности Марса был сделан американским орбитальным зондом Mars Odyssey. Здесь видна почти прямолинейная цепь углублений, которая, по мнению ученых, указывает на то, что здесь когда-то произошло землетрясение, точнее - марсотрясение.
Такие следы от обвалившейся породы остаются на и Земле вдоль сдвигов земной коры и со временем они обычно заполняются водой или льдом (в зависимости от климата).
Правда, на Марсе кратеры, оставшиеся после обвала породы в результате марсотрясения, крупнее, чем на Земле. А, кроме того, они лучше сохранились из-за того, что на Земле эти следы землетрясений могут довольно быстро затягиваться из-за эрозии и более сильного гравитационного притяжения, так что небольшие кратеры могут исчезнуть буквально за несколько десятков лет.
По данным зонда Odyssey, полученным с помощью системы тепловидения THEMIS (Thermal Emission Imaging System), цепочки кратеров, оставленных марсотрясениями, могут иметь самый разных возраст, то есть марсотрясения происходили на всех стадиях формирования планеты, так что есть среди них и совсем молодые (в геологическом смысле) провалы.

В начале ноября на Землю обрушатся сильные магнитные бури
Магнитные бури ожидаются на Земле 1-2 ноября, сообщает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
"По данным Гелиофизического центра Росгидромета, 31 октября была отмечена очень высокая солнечная активность: зарегистрированы пять вспышек, соответствующих самому большому классу в рентгеновском диапазоне", - говорится в пресс-релизе службы.
Как сообщается, в течение нескольких дней активная область на западе солнечного лимба станет источником крупных вспышек на Солнце. При этом, по данным Росгидромета, радиационная обстановка остается невозмущенной, передает РИА "Новости".
"Приход к Земле высокоскоростного потока частиц от этих вспышек и начало магнитной бури прогнозируется на 1-2 ноября", - сообщает служба.

Американские спутники поймали "русских" за погрузкой оружия Саддама
В распоряжении американской разведки есть спутниковые фотографии, на которых в районах крупных военных объектов на территории Ирака запечатлены грузовые конвои, которые прибыли туда перед самым началом вторжения сил антииракской коалиции.
Кроме этого, как сообщает агентство Independent, спутникам-шпионам удалось заснять российский военно-транспортный самолет, находившийся в аэропорту Багдада в этот же период времени. По утверждению источников в Пентагоне, эти фотографии подтверждают данные европейских разведок о том, что в операциях по сокрытию оружия Саддама Хусейна самое непосредственное участие принимали представители российской армии.
"Я думаю, что русские стремились эвакуировать что-то в экстренном порядке. Хотя, вполне возможно, самолет использовался для переброски армейских подразделений", - прокомментировал ситуацию эксперт по космической фотосъемке Харольд Хаф.
В то же время, пресс-секретарь Белого дома Скотт Макклеллан заявил, что администрация США "не располагает достоверной информацией об участии российских военных в подобных операциях".
Напомним, что ранее высокопоставленный чиновник Пентагона Джон Шоу сообщил в интервью газете Financial Times, что исчезнувшие с иракских военных складов боеприпасы могли быть вывезены из Ирака некими "русскими подразделениями" еще до американского вторжения. Российское министерство обороны категорически опровергло эту информацию.

На Марсе обнаружен метан
Ученым, работающим по проекту европейского марсианского орбитального зонда Mars Express, удалось обнаружить в атмосфере Марса метан. Его наличие указывает на то, что на Марсе могли существовать или сейчас существуют какие-то формы жизни, поскольку метан является одним из продуктов жизнедеятельности живых организмов.
Метан в атмосфере Марса был обнаружен с помощью установленного на зонде Mars Express фурье-спектрометра. Этот спектрометр определяет спектры поглощения, переизлучения и рассеяния молекул марсианской атмосферы под действием инфракрасного излучения Солнца. Спектральные свойства каждой молекулы уникальны, поэтому ошибки быть не может. С помощью фурье-спектрометра удалось определить и среднее содержание метана в атмосфере Марса - 10 частей на миллиард по объему (в земной атмосфере содержание метана намного выше - 1700 частей на миллиард).
Особо следует отметить, что метан распределен над поверхностью Марса неравномерно. И это как раз говорит в пользу предположения о том, что этот метан имеет "внутреннее" происхождение, то есть, он не был принесен в атмосферу Марса какими-нибудь кометами, а образовался на непосредственно Красной планете. Возможно, марсианский метан имеет биологическое происхождение. Во всяком случае, почти весь метан, который имеется в атмосфере Земли, был получен из биологических источников.
Как именно метан оказался в атмосфере Марса, пока неизвестно. Но если предположить, что его "произвели" живые организмы, то сценариев могло быть несколько. Например, метан могли выделять так называемые метаногены - микробы, которые получают энергию, поглощая водород или моноксид углерода и выделяя метан в качестве побочного продукта этой реакции. Колонии таких микробов могут жить под поверхностью Марса, так как для жизни им не нужен кислород. Есть также большая вероятность, что метан образовался в результате гидротермального процесса при взаимодействии скальных пород и воды в водоносных слоях под слоем марсианской вечной мерзлоты. В общем, для точного определения природы метана на Марсе нужны дальнейшие исследования и лабораторные эксперименты.

Дата публикации: 03.11.2004 18:28:27