МАРСИАНСКИЕ ХРОНИКИ

SPIRIT СУМЕЛИ РАЗГЛЯДЕТЬ С ОРБИТЫ

Космический аппарат Mars Global Surveyor (MGS), вращающийся по орбите вокруг Марса, сумел получить снимок ровера Spirit прямо из космоса. Маленький марсоход выглядит как темная точка. Зато след, оставленный им после многомесячного путешествия - заметен куда лучше.

На снимке также виден "лендер" - посадочная ступень, доставившая марсоход на поверхность, и след от удара теплового щита, сброшенного незадолго до посадки и попавшего на противоположную сторону кратера Бонневиль.

Для того, чтобы получить снимок на пределе возможностей камеры орбитального зонда, команда управления заставила спутник медленно вращаться, так, чтобы луч зрения камеры уходил назад, по отношению к орбитальному движению, точно с той скоростью, с какой убегает поверхность планеты.

При обычной съемке разрешение камеры составляет 4-4.8 м, а при точно рассчитанном вращении спутника - 1.47 м, что уже позволяет зафиксировать ровер.

Интересно, что спутник MGS - рекордный долгожитель, из всей техники, когда-либо работавшей на Марсе. Он достиг планеты в 1997 году, а на этой неделе начинает дополнительную, продленную в очередной раз миссию, которая займет еще два года.

ОПРЕДЕЛЕНЫ ТРИ ОБЛАСТИ НА МАРСЕ, ГДЕ ДОЛЖНА СУЩЕСТВОВАТЬ ЖИЗНЬ

Новые данные, полученные от экспедиции "Марс Экспресс", подтверждают версию о том, что на планете может существовать жизнь. Наиболее оптимистично настроенные ученые считают, что метан, найденный в атмосфере Марса, может являться продуктом жизнедеятельности микробов, которые в свою очередь не могут обходиться без воды.

Европейский спутник при помощи спектрометров вычислил, что на высоте в 10-15 км над поверхностью Марса водяной пар хорошо перемешан и равномерно распределен в атмосфере. Однако у поверхности планеты пар сконцентрирован в трех широких экваториальных областях: Arabia Terra, Elysium Planum и Arcadia Memnonia.

В этих областях концентрация пара в три раза выше, чем на остальной планете. Там же космический корабль НАСА "Одиссей" обнаружил в свое время участки льда. Метан в атмосфере Марса был обнаружен европейским зондом и телескопами с Земли еще в марте. Данные "Марс Экспресс" показывают, что самая высокая концентрация метана накладывается на области с высокой концентрацией водяного пара и льда.

Некоторые исследователи предполагают, что в воде, скрытой подо льдом и подогреваемой геотермальным теплом планеты, могут жить метан-продуцирующие бактерии. Профессор Колин Пиллинджер из Открытого университета, один из руководителей британского проекта "Бигль", сравнивает ситуацию на Марсе с той, что наблюдается на торфяных болотах под слоем вечной мерзлоты на нашей планете.

"Мы наблюдаем сезонные колебания в выбросах метана от таких торфяных болот. Уровень метана увеличивается с увеличением количества воды необходимого для жизнедеятельности бактерий", - объясняет Пиллинджер. "Если на Марсе все же будет обнаружена корреляция между метаном и водой - это действительно очень интересный факт. Однако единственный способ получить дальнейшие доказательства - это произвести измерения на месте", - говорит ученый. Именно погибший "Бигль-2" должен был собрать необходимые данные для решения этой головоломки.

Между тем критики указывают на то, что существование метана может иметь иное объяснение, вовсе не связанное с микробиологической жизнью. Некоторые ученые говорят о том, что выброс метана в атмосферу Марса может быть следствием геотермальной активности планеты. При повышении температуры метан может выделяться в результате окисления железа, содержащегося в скалах планеты. Об этом сообщает ВВС.

Дата публикации: 03.10.2004 21:42:47